Что такое поток в логистике. Логистические потоки

Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях.

Информационный поток -- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей).

Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:

неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна.);

множественность подразделений -- поставщиков информации;

множественность подразделений -- потребителей информации;

сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;

множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;

многовариантность оптимизации информационных потоков.

Логистический информационный поток сам по себе является достаточно сложной системой и делиться на ряд составляющих: реквизит, показатель, документ и массив.

Реквизит -- элементарная единица сообщения. Реквизит характеризует количественную или качественную составляющую информационной совокупности. Так например, реквизиты -- наименование организации, наименование товара, цена товара, и т.п. Каждый реквизит может быть представлен совокупностью символов: цифровых, буквенных, специальных.

Документы, используемые в процессе управления, могут включать один или несколько показателей с обязательным удостоверением (подписью или печатью) лица, ответственного за содержащуюся в документах информацию. Поскольку получение исходных данных является сферой деятельности человека, то большинство документов создается на стадии сбора и регистрации данных, хотя немалая доля документов поступает в систему от внешних (вышестоящих и др.) организаций. Например, в бухгалтерском учете показатель, его основание является результатом счета, взвешивания и т.п. Он служит основой получения сводных бухгалтерских и статистических данных, которые в свою очередь будут входящей информацией при составлении статистических отчетов в разрезе организации, отрасли, региона и т.д.

Массив представляет собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенные единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты, и т.п.) представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи.

Записи - это элементы массива, которыми оперируют пользователи при обработке информации. Элементами записей, имеющих единое смысловое значение, являются информационные поля.

Данные, принадлежащие к одному массиву, записываются по общим правилам (в соответствии с технологией накопления, хранения и обработки данных, принятой в организации). Тип массива определяется его содержанием (например, массив материальных нормативов, массив поставщиков материалов), функциями в процессе обработки данных (входной, выходной, промежуточный массивы). Информационный массив, снабженный символическим именем, однозначно определяющим его в информационной системе, называется файлом.

Исходя из неоднородности и множественности поставщиков и потребителей логистических информационных потоков, а также руководствуясь главной целью классификации -- упорядочением логистических информационных потоков, первым шагом в классификационной группировке является деление по признаку, позволяющему образовать однородные по видам деятельности (или по функциям) информационные потоки.

Известно, что информационный поток, как правило, выражается в определенном виде документации (накладные, счета-фактуры, приказы и пр.). В соответствии с существующим делением документации по видам деятельности, логистические информационные потоки могут быть классифицированы на:

§ распорядительные (приказы, распоряжения);

§ организационные (инструкции, протоколы, положения);

§ аналитические (обзоры, сводки, докладные записки);

§ справочные (справки);

§ научные (статьи, рефераты);

§ технические (документации по технике безопасности).

Передача и прием информационных потоков осуществляется с помощью носителей памяти человека, документа, магнитного носителя, устной речи и т.п. По виду носителя информации логистические информационные потоки могут быть переданы на бумажные, электронные, смешанные. Носитель информации -- это любое материальное средство, фиксирующее информацию. В настоящее время для регистрации информации используются бумажные и электронные носители. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга.

Для того, чтобы человек мог воспринять любой вид информации, должна быть осуществлена её индикация. В зависимости от индикации информационные потоки делятся на:

цифровые (цифровая запись в документе, цифровое изображение на мониторе);

алфавитные (словесная запись в документе, на экране монитора);

символические (условное изображение на чертежах, организационных схемах);

предметно-визуальные (телеизображение, фотография).

Структура информационных потоков определяет их однородность и неоднородность. Однородные информационные потоки характеризуются единым видом носителя, единой функциональной принадлежностью, единым видом документационного сопровождения. Неоднородные информационные потоки соответственно не отвечают всем вышеперечисленным требованиям.

По периодичности информационные потоки делятся на:

· регулярные - соответствующие регламентированной во времени передаче данных;

· оперативные -- обеспечивающие связь в любой необходимый момент времени.

По степени взаимосвязи информационные потоки делятся на:

· взаимосвязанные;

· невзаимосвязанные.

Степень взаимосвязи характеризуется количеством видов информации, взаимосвязанных с данным видом информации.

По объему информационные потоки делятся на:

· малообъемные;

· среднеобъемные;

· высокообъемные.

Объем информации измеряется количеством символов (алфавитных, цифровых и служебных знаков) или байтов.

Выделяют виды информационных потоков в зависимости:

От вида связываемых потоком систем:

· горизонтальный - поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления управления;

· вертикальный - поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы.

От места происхождения:

· внешний - поток, протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде;

· внутренний - поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы либо одной из подсистем.

От направления потока:

· входной - поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем;

· выходной - поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы либо одной из подсистем.

От срочности:

· обычные;

· срочные;

· очень срочные.

От степени секретности:

· обычные;

От значимости почтовых сообщений:

· простые;

· заказные;

· ценные.

От скорости передачи:

· традиционные (почта);

· быстрые (факс, эл.почта, телеграф, телефон...).

От области охвата:

· местные;

· иногородние;

· дальние;

· международные.

Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра - накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т. е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.

Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации.

К такой информации относятся:

· телефонограммы и факсы;

· накладные, поступающие вместе с товаром;

· информация о поступлении и размещении грузов на складах;

· данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;

· изменения в динамических моделях состояния запасов;

· библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;

· различная нормативно-справочная производственная информация;

· изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;

· текущие сведения о производственных мощностях;

· текущие сведения о поставщиках и продуцентах;

· изменения в динамических моделях портфеля заказов;

· текущие сведения о незавершенном производстве;

· данные о планах выпуска;

· текущие данные о складах;

· данные об объемах и видах готовой продукции;

· данные о фактическом сбыте продукции потребителям;

· данные о финансовых потоках.

Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы.

Для успешной и эффективной реализации логистического управления на основе анализа информационных потоков необходимы определенные факторы и предпосылки, а именно:

· наличие соответствующих информационных характеристик процесса;

· адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления;

· организационные формы и система методов логистического управления;

· возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

Информационный поток определяется следующими параметрами:

1. Источником возникновения.

3. Скоростью передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени.

4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток.

Разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики.

Информационные потоки в логистике нужно формировать, отвечая на следующие вопросы:

чем вызвана необходимость в данной информации (а не кем поставлена соответствующая задача);

на какую внутреннюю информацию можно рассчитывать, насколько она полна и достоверна;

какие реальные данные внешней информации можно фактически получить, каким образом и какую вторичную информацию можно достоверно использовать;

какую технику, кадры и ресурсы можно применить при создании и использовании информационных потоков;

каковы требования к степени оперативности получаемой информации, к ее долговечности.

Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения - обмене информации между различными звеньями логистической системы.

2. 4 Используемые виды информационных потоков (Связь информационного потока и материального)

Главным условием процесса управления материальными потоками является обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

Также информационный поток может двигаться в противоположную сторону относительно материального. Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

Информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый из этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

Каждый тип информационного потока характеризуется своим F сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:

· опережающие с совпадающим направлением;

· опережающие встречные;

· опережающие, различающиеся по направлению;

· синхронные с совпадающим направлением;

· синхронные встречные;

· синхронные, различающиеся по направлению;

· отстающие с совпадающим направлением;

· отстающие встречные;

· отстающие, различающиеся по направлению.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется следующими показателями:

· источник возникновения;

· направление движения потока;

· скорость передачи и приема;

· интенсивность потока и др.

Движущийся информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении -- это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящее через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости её обработки.

Оперативно и качественно управлять информационным потоком можно посредством следующих операций:

переадресация информационного потока;

ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

уменьшая или увеличивая объем информации на отдельных участках прохождения информации;

ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.

Также одним из ключевых понятий в логистике является логистическая система. Это экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой.

1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

1.1 Сущность материальных потоков

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Рис.1.1. Принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.1.1. приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар, может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар, так или иначе, сосредотачивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:

а) участок хранения - участок погрузки;

б) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция, участок погрузки;

г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т.п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществленным на данном участке.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения др. материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальный поток - продукция (грузы, детали, товарно-материальные ценности и др.), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны, объем и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, тонн / год.

Формой существования материального потока могут быть грузооборот склада, грузовой поток и др.

1.2 Виды материальных потоков

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов.

По отношению к логистической системе (внутренний, внешний, входной, выходной):

· внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение;

· внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы;

· входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год;

· выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на

· одноассортиментные

· многоассортиментные.

Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на

· массовые - считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин;

· крупные - несколько вагонов, автомашин;

· мелкие - образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами;

· средние - потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями;

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

· Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

· Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки. - по совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

· Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство -- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

· Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться.

· Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

· Наливные грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Более наглядно классификация материальных потоков представлена на рисунке 1.2.

Рис. 1.2. Классификация материальных потоков

2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

материальный поток логистический

2.1 Понятие логистических операций

Логистической операцией - называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

2.2 Классификация логистических операций

1. По переходу права собственности на товар

· Односторонние (без перехода)

· Двусторонние (с переходом)

2. По изменению потребительских свойств

· С добавленной стоимостью

· Без добавленной стоимости

3. По природе потока

· С материальным потоком

· С информационным потоком

4. По направленности реализуемых логистических функций

· Внешние (функции снабжения и сбыта)

· Внутренние (в рамках функции производства)

5. Вид реализуемых логистических функций

· Базисные (снабжение, производство и сбыт)

· Ключевые (управление закупками, транспортировка, управление запасами и др.)

· Поддерживающие (складирование, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товаров и др.).

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком -- это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

3.1 Понятие логистической системы

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы - это часть системы, условно не разделяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в таблице

Таблица 3.1.

Классификация систем

Признак классификации

В ид систем

Изменение во времени

Статистическая, динамическая

Сложность

Простая, сложная, большая

Взаимосвязь с окружающей средой

Закрытая, открытая

Предвидение развития

Детерминированная, стохастическая

Реакция на изменение окружающей среды

Адаптивная, неадаптивная

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система - это система с развернутой структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство работоспособности). Большая система - это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственно целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы. Внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1. Целостность и делимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне, при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:

Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

Планирование и управление производством - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.

Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы

Как мы видим элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

2. Связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов внешней средой, так как в противном случае система не может существовать.

3. Организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организации системы.

4. Интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Целостная совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой, представляет логистическую систему.

Логистическая система отличается от других экономических систем рядом характерных признаков: наличием управляемых потоковых процессов, системной целостностью и ее специфичностью, нацеленностью на производство организации управления.

Главными свойствами логистической системы являются оптимальность и адаптивность.

3.2 Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро и микрологистические.

Макрологистическая система-- это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.

1) Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

2) Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

3) Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Таким образом, можно сказать, что логистическая система - это экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой, а также делится на макро и микрологистические системы.

Заключение

Изучив и проанализировав предложенную тему можно дать следующие характеристики.

Материальный поток - это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных операций.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. То есть, логистические операции - это обособленная совокупность действий направленных на преобразование материального и информационного потока.

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система - это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Список использованных источников

1. Лекции по дисциплине «Логистика».

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учеб. для высш. и средн. специальн. учебн. заведений.- М.: "Дашков и Ко ", 2007.

3. Логистика: Учеб. / Под ред. проф Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов.- М.: Велби, 2006.

5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Складское и тарное хозяйство. Г.М. Демичев. М.: 1990 г., с. 61.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Логистический подход к управлению материальными потоками и минимизация закупочных издержек. Понятие материального потока, классификация логистических операций на торговой оптовой базе. Концепция логистики, ее правила, функции, основные требования.

    учебное пособие , добавлен 14.06.2009

    Основные системы материальных, информационных, финансовых и других потоков. Материальные потоки в логистике, их понятие, общая схема, единицы измерения и виды. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Анализ понятия материального потока, образующегося в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Принципиальная схема логистических систем. Организация рационального материального потока в прерывно-поточном производстве. Экономико-математическая модель и алгоритм решения. Система управления запасами с фиксированным размером заказа заготовок.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Понятие и структура материального потока, его параметры и измерители. Классификация материальных потоков по номенклатуре, ассортименту. Построение эпюры материального потока как метод анализа, расчёт прямого и обратного направления движения грузов.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Концепция, принципы и задачи коммерческой логистики. Организация торговой логистики, ее элементы, формы и отличительные черты, виды товарных потоков. Характеристика логистических систем торговой логистики. Понятие и классификация логистических операций.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Информационная логистика: организация потока данных, сопровождающих материальный поток. Основные виды информационных потоков, причины увеличения их роли в современной логистике. Классификация информационных систем в логистике, принципы их построения.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Создание логистических информационных систем. Их виды. Принципы построения логистических информационных систем. Информационные потоки в логистике. Дистанционная передача данных. Практические основы построения логистических цепей.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2005

    Значение транспортных средств при осуществлении логистических операций на пути движения материального потока. Затраты на создание любого товара. Задачи и функции, решаемые транспортной логистикой. Внутрипроизводственная и внешняя транспортировка.

    презентация , добавлен 01.04.2014

    Складирование как комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. Выбор рациональной системы складирования. Основные складские зоны. Отличия логистических центров от транспортных.

В общем виде логистические потоки имеют следующие важнейшие характеристики (рис. 1).


Рис. 1. Параметры логистического потока
Параметры потоков имеют большое значение при построении оптимизационных моделей, что является предметом математической логистики. Математики должны оптимизировать как показатели различные параметры потоков (сколько конкретно требуется времени на изготовление или доставку продукции, какой объем продукции следует считать оптимальным и т.д.), так и значение каждого из этих параметров (когда время на производство в целом раскладывается на время, затраченное на отдельные операции). Таким образом, главные параметры (издержки и время) раскладываются на составляющие элементы, для которых в каждом конкретном случае должны быть определены оптимальные значения.
В качестве основных параметров материальных потоков выделяют:
. номенклатуру продукции;
. габаритные характеристики (общая масса, масса-брутто, масса-нетто);
. физико-химические характеристики товара;
. условия передачи в собственность;
. условия транспортировки и страхования;
. финансовые характеристики.
В производственной логистике потоки разделяют по стадиям производственного процесса. Так в текстильной отрасли потоки рассматриваются в рамках приготовительного, основного и отделочного производства. У каждого из этих потоков разный состав, разные временные границы, разные стоимостные характеристики и т.д.
В финансовой логистике потоки разделяют по формам платежа (наличные и безналичные, которые, в свою очередь, делятся на платежные поручения, аккредитив, инкассо, чеки), синхронизации расчетов (авансовые, зачетные, бартерные), скорости, видам валюты, безопасности, обеспеченности активами (залоговые, арендные, лизинговые), уровню рисков и др. Также потоки различают по характеру оборачиваемости фондов (основные и оборотные).
В информационной логистике — по видам носителей информации, интенсивности и скорости передачи данных, степени секретности, наличию помех, защищенности, пропускной способности информационных каналов и др. В каждом виде логистики имеются свои специфические параметры.
В транспортной логистике выделяют следующие параметры потоков:
. начальный и конечный пункты;
Откуда продукция начинает свой путь и куда она прибывает. Но здесь кроется и определенная иллюзия. Есть небольшое расстояние между начальным и конечным пунктом по прямой, а вот реальный путь между нами оказывается очень долгим. Это заметили путешественники в Арктике. Иногда идти совсем близко, но на пути — полыньи, льдины, открытые участки моря. И чем дольше ты идешь, тем все дальше от конечного пункта оказываешься...
геометрия пути (траектория);
Она особенно важна в макрологистике при проектировании городов (урбанистика). Город должен быть с точки зрения транспортных магистралей спроектирован так, чтобы геометрия пути была наименьшей, а не как в Арктике. Тем самым минимизируются затраты на внутригородской транспорт.
длина пути (мера траектории);
В этом и состоит задача оптимизации потоков — сделать путь короче. Если мы найдем кратчайший путь доставки продукции, то мы сэкономим на горючем (или электроэнергии — если продукцию везет не автомобиль, а конвейер) и времени эксплуатации транспортного средства.
скорость и время движения;
Известный житейский принцип — торопитесь не спеша. На спидометре автомобиля, как правило, есть «зеленый» интервал, обеспечивающий оптимальную скорость, когда скорость достигается быстро при относительно небольшом расходе бензина.
промежуточные пункты;
В детском мультфильме «Паровозик из Ромашково» Паровозик постоянно отвлекался и делал незапланированные остановки. Поэтому всегда опаздывал. В отличие от идеи мультфильма — для экономики это всегда плохо. Интенсивность. Прямо противоположное тому, когда говорят: «в час по чайной ложке».
Состав продукции, образующей логистический поток, меняется по мере продвижения по технологической цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, руда, вода, уголь, сахар-сырец, зерно и др. В процессе производства человек совершает со всем этим технологические «чудеса», в результате чего в конце логистической цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, манная крупа, фасованный сахар, слитки золота, напитки и др. Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.
Таким образом материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют следующие предприятия и организации:
. транспортные предприятия и экспедиторские компании;
. предприятия оптовой торговли;
. посреднические организации;
. предприятия-изготовители;
. склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Учреждение пбразования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный ун??ерситет «МИТСО»

Кафедра логистики

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

на тему: «Понятие, виды и классификация логистических потоков»

по дисциплине «Логистика и управление цепями поставок»

Студен?: Зубарев Андрей Сергеевич

Курс 2 , группа 1318 Факультет МЭО и М

С?ециальность логистика

Научный руководитель: преподаватель,

м.э.н. Третьякова Марина Леонидовна

1. Понятие и виды потоков

2. Материальный поток

3. Финансовый поток

4. Информационный поток

5. Сервисный поток

1. Понятие и виды потоков

Поток - направленное движение совокупности материально-вещественных, финансовых, информационных, энергетических, кадровых и других видов ресурсов в экономической сфере от поставщиков к потребителям.

Основными параметрами потока являются:

· начальный, промежуточный и конечный пункты;

· траектория, длина пути, скорость и время движения;

· интенсивность - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Существует 4 вида потоков:

· Материальный поток

· Финансовый поток

· Информационный поток

· Сервисный поток

Основой логистического потока является материальный поток, которому, как правило, сопутствуют или соответствуют прочие потоки.

2. Материальный поток

Материальный поток -- находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Таким образом, материальный поток в определенные моменты времени может быть запасом, материальным ресурсом, незавершенным производством, готовой продукцией. Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по разным признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

· номенклатура, ассортимент и количество продукции;

· габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

· весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

· физико-химические характеристики груза;

· характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

· условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

· условия транспортировки и страхования;

· финансовые (стоимостные) характеристики;

· условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции и др.

Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т.д.

3. Финансовый поток

Финансовый поток -- это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Финансовые потоки неоднородны по составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обусловливает необходимость проведения их подробной классификации.

Для классификации финансовых потоков используются следующие основные признаки:

· отношение к логистической системе;

· направление движения;

· назначение;

· способ переноса авансированной стоимости;

· форма расчета;

· вид хозяйственных связей.

По отношению к логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется в результате выполнения ряда логистических операций и функций.

По направлению движения внешние финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие:

· входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

· выходящий финансовый поток начинается внутри логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

· обусловленные;

· инвестиционные потоки;

· в связи с воспроизводством рабочей силы;

· связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

· возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые в классификации по назначению).

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:

· денежные потоки, характеризующие движение наличных средств;

· информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств.

Денежные потоки делятся на потоки наличных ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости.

Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые -- между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

4. Информационный поток

Информационный поток - поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистеческой системой и предназначенный в основном для реализации управляющих функций

Можно выделить элементарные, ключевые и поддерживающие информационные потоки, сопровождающие соответствующие операции и функции. логистика дистрибьюция сервисный поток

Информационные потоки делятся на:

1. внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы или между логистисеческой системой и внешней средой);

2. горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистеческой системы, и вертикальные -- от верхнего звена логистического менеджмента к нижнему;

3. входные и выходные -- по отношению к логистической системе (подсистеме или звену логистичиской системы).

По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации -- на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеограмм и т.п.

По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические (с жестким ограничением времени и продолжительности передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах on line и offline.

В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие), нормативно-справочные, информационные -- для учета и анализа при принятии решений -- и вспомогательные информационные потоки.

5. Сервисный поток

Сервисные потоки -- потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Принятый в международном стандарте ISO 8402:1994 термин «услуга» означает итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Сервис -- процесс предоставления услуги -- деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги. Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов.

Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

3. Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

4. Покупатель никогда не становится собственником услуги.

Сервис -- деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.

Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе, в частности в сфере дистрибьюции товаров. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу».

При этом могут возникнуть две ситуации:

1. если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик может действительно убедить покупателя в высоком качестве сервиса;

2. если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить уже нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение понятия и сущности логистических потоков. Изучение основных характеристик материальных, информационных, сервисных и финансовых потоков, циркулирующих между поставщиками предприятия и потребителями. Роль услуг в логистическом процессе.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2015

    Предпосылки и история развития логистики, ее сущность, цели, функции и принципы. Факторы актуальности логистических процессов, их внедрение в управление товародвижением. Схема движения, содержание, виды и роль материальных и информационных потоков.

    реферат , добавлен 09.12.2011

    Понятие логистики, её отрасли и области их применения. Проектирование производственного процесса на предприятии. Роль логистики в обеспечении конкурентоспособности фирмы. Основные способы логистического регулирования движения потоков на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Концепция, принципы и задачи коммерческой логистики. Организация торговой логистики, ее элементы, формы и отличительные черты, виды товарных потоков. Характеристика логистических систем торговой логистики. Понятие и классификация логистических операций.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Понятие и виды материальных потоков в логистике. Организационно–экономическая характеристика современного торгового предприятия. Предложения по совершенствованию складирования товаров в ООО "Метро Кэш Энд Керри". Правовое, программное обеспечение проекта.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2014

    Исторические предпосылки активного применения логистики в экономике, её интегрирующая и результирующая функции, правила, общие и частные задачи. Описание основных принципов логистики и виды информационных потоков. Определение финансовых потоков.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2014

    Классификация материальных потоков. Затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Задачи закупочной логистики. Функция снабжения на предприятии. Классификация логистических операций в процессе закупки, производства и сбыта.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2016

    Сущность финансовых и информационных, сервисных потоков, их характеристики, особенности классификации. Три стороны в логистике фирмы. Основные управленческие функции администрирования логистической системы. Функции логистического анализа и аудита.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Совершенствование организации движения материальных потоков, основные системы управления запасами, связь логистики с корпоративной стратегией. Управление информационными потоками и направления автоматизации управления. Разработка логистических операций.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Виды информационных потоков в логистике: горизонтальный и вертикальный; внешний и внутренний; бумажный, электронный, смешанный; регулярный, оперативный, случайный, on-line, off-line. Структура информационных потоков современного промышленного предприятия.

Под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.).Потоки в логистике представляют собой одни или множество объектов, воспринимаемых как единое целое, существующие, как процесс на определенном временном интервале и измеряемые в абсолютных единицах.

Потоки в логистике характеризуются такими параметрами, как: начальный пункт, конечный пункт, траектория пути, длина потока и параметрами их движения (скорость, время, интенсивность, плотность).

Потоки в логистике классифицируются:

По степени непрерывности (непрерывные, дискретные);

По регулярности (детерминированные, стахостические);

По стабильности (стабильные, нестабильные);

По изменчивости (стационарные, нестационарные);

По характеру перемещения потока (равномерные, неравномерные);

По степени периодичности (периодические, непериодические);

По сложности (простые и сложные);

По управляемости (управляемые, неуправляемые);

Основными потоками в логистике являются:

Материальный поток – грузы, ТМЦ, детали, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу;

Информационный поток – совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между ней и внешней средой, сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций;

Финансовый поток – движение финансовых средств внутри логистической системы, между ней и внешней средой, направляемое на достижение эффективного движения определенного материального потока;

Поток услуг – особенный вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личностные потребности.

Материальный поток - это продукция, определяемая в процессе применения к ней различных логистических или технологических операций и отнесенная к некоторому периоду времени.

Материальный поток – это материальный ресурс, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.).Материальные потоки могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Материальный поток, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами материального потока могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др.

Основные виды материальных потоков:

внешний материальный поток - материальный поток, протекающий во внешней среде по отношению к рассматриваемой логистической системе;

внутренний материальный поток - материальный поток, протекающий в пределах рассматриваемой логистической системы;

входной материальный поток - внешний материальный поток, входящий в логистическую систему из внешней среды;

выходной материальный поток - внутренний материальный поток, поступающий из рассматриваемой логистической системы во внешнюю среду;

грузовой поток - объем грузов, перевезенного определенными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до места назначения за некоторый период времени (обычно рассматривается за год).

Материальные потоки можно рассматривать как материальные ресурсы, если они имеют натурально-вещественный состав. Имея данные параметры, материальные ресурсы подразделяются на:

сырье - материальные ресурсы;

основные материалы - материалы, входящие вещественно в изготавливаемую продукцию и составляющие ее вещественную основу (узлы деталей, сборочные единицы и др);

вспомогательные материалы - материалы, используемые в производстве, но не составляющие материальную основу производимой продукции;

полуфабрикаты - сырье и материалы, частично прошедшие обработку в производстве, но еще не превратившиеся в готовую продукцию;

комплектующие изделия - готовая продукция, которая для покупателя является составляющей частью готового изделия;

деталь - готовая часть машин, механизмов, оборудования, которая используется при сборке готовой продукции в выпускающих цехах;

узел - сборочная единица, состоящая из двух или большего числа готовых деталей и используемая при сборке готового изделия.

Конкретность наименований материальных ресурсов;

Четкость определения объема ресурсов (количественно характеристики их массы, объема, площади и т.д.);

Наименование поставщика материальных ресурсов и ответственных за поставку и отгрузку;

Определение места хранения материальных ресурсов, которые подлежат транспортировке;

Указание наименования организации-получателя материальных ресурсов;

Указание места назначения транспортировки материальных ресурсов;

Определение срока перемещения материальных ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

Внутрицеховой материальный поток - это поток материальных ресурсов, которые перемещаются не постоянно, а с периодическими остановками на складах рабочих мест, в это время поток не перемещается, не изменяется, не расформировывается и находится в ожидании процесса обработки.

Межцеховые материальные потоки - это такие материальные потоки, которые, попадая на входной склад, расформировываются, и на выходном складе формируются в новые материальные потоки, которые перемещаются в определенном заданном направлении.

Материальные потоки различают:

1) по зависимости от номенклатуры элементов;

2) по натурально-вещественному составу. Определяет материальные потоки как одноассортиментные и многоассортиментные;

3) по степени готовности (проектируемые, планируемые, формируемые, сформированные, расформированные, ликвидированные) .

Информационный поток.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Поток логистической информации проходит через следующие пять модулей:

получение заказов;

обработка заказов;

транспортировка и грузопереработка (отгрузка);

распределение;

управление запасами.

Основная база данных, служащая для информационной поддержки операций распределения, состоит из следующих файлов:

данные о заказах;

данные о запасах и складском хозяйстве;

данные учета дебиторской задолженности;

данные о плановых потребностях распределения.

Модуль управления и ввода данных включается в работу, когда поступает информация извне или когда менеджеры принимают то или иное решение. Это происходит обычно в следующих ситуациях:

получение заказа;

получение запроса о состоянии заказа;

составление и согласование прогнозов;

установление транспортного тарифа;

поступление грузов на хранение.

Логистические информационные потоки характеризуются:

неоднородностью (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна). Следует отметить, что под однородностью в линейном программировании и, в частности, в транспортной задаче понимается неограниченная возможность перевозки продукции из любого пункта отправления в любой пункт назначения. Применительно к процессу движения информации внутри логистической системы требование однородности также предполагает неограниченную возможность передачи любого документа в любое структурное подразделение аппарата управления;

множественностью подразделений - поставщиков информации;

множественностью подразделений - потребителей информации;

сложностью и трудностью практической обозримости информационных маршрутов;

множественностью числа передач единиц документации по каждому маршруту;

многовариантностью оптимизации информационных потоков.

Методически важным с точки зрения логистики является определение взаимодействия материального и информационного потоков. Всегда считалось, что материальный поток генерирует информационный, т. е. постулировалась первичность материального потока. Однако современные информационные технологии изменили последовательность взаимодействия материального и информационного потоков, и в настоящее время различают три варианта их взаимодействия.

1. Информационный поток опережает материальный. В этом случае от информационного потока поступают сведения о достижении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление).

2. Информация сопровождает материальный поток, движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.

3. Информационный поток отстает от материальных потоков. В это случае информация служит только для оценки результатов.

Увеличение роли информационных потоков в современной логистике обусловлено такими основными причинами:

– для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;

– с позиции управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности спроса;

– информация увеличивает гибкость логистической системы относительно того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Финансовые потоки.

Финансовый поток- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой внешней средой финансовых ресурсов, связанных с материальными и информационными потоками. Движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы, так и вне ее. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей характеризуется как социально-ориентированное хозяйство, предполагающее обязательное государственное регулирование. Огромную роль в структуре рыночных отношений играют финансы. Финансовые потоки вращаются в финансовом окружении. Под финансовым окружением подразумевают внутреннюю и внешнюю среду предприятия, финансы и финансовые ресурсы (финансовые потоки), источники и потребителей ресурсов.

Финансовые отношения охватывают отношения, связанные с образованием и движением финансовых ресурсов между:

1) государством и предприятием (предприятиями);

2) между самими предприятиями;

3) между отдельными государствами.

К финансовым учреждениям государства относятся: Министерство финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления. Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного страхования, финансы предприятий, отраслей, различные специальные денежные фонды. Финансового потока зависит от наличия обслуживаемого товарного потока. Направленность движения финансовых потоков в логистике определяется необходимостью обеспечения перемещения соответствующего материального потока. Кроме того, размер и время движения финансового потока (в т.ч. и время начала движения) зависят от выбранной формы расчетов между фирмой-продавцом и покупателем. При этом наиболее эффективной считается форма взаиморасчетов ценными бумагами. Движение финансовых средств обязательно сопровождается соответствующими им документами, на основе которых производятся финансовые операции. Возникновение финансовых потоков, направление и перемещения зависят от условий, оговоренных в договоре купли-продажи (расчетах поставщика-покупателя), базисных условий поставки.

Поток услуг (сервисные потоки)

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Важность логистических услуг в последнее время особенно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди них социальные программы, принимаемые правительствами различных стран, развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения, нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя, развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.

Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

3. Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

4. Покупатель никогда не становится собственником услуги.

5. Сервис - деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.

Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20



Поделиться