Управления по среде в которой. Среда управления в социальной организации

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

На международном уровне в последние годы нашли широкое применение стандарты, разработанные международной организацией по стандартизации (ISO). В области охраны окружающей среды ISO пред-ложила стратегический подход к решению экологических проблем, раз-вивая семейство стандартов ISO 14000 на системы экологического ме-неджмента.

Отличительной чертой ISO 14000 служит то, что они являются не техническими стандартами, а стандартами процесса. Они ориентирова-ны не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не ис-пользовать определенные технологии, требование использовать "наи-лучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 яв-ляется система управления окружающей средой (СУОС).

Включенные в стандарты руководящие указания применимы к любой организации независимо от ее масштаба, типа и уровня подго-товленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить или улучшить систему управления окружающей средой. Организация обладает свободой и гибкостью в определении своих пределов и может внедрить эти стандарты в рамках всей организации, либо ее отдельной функциональной единицы, либо отдельных видов деятельности. Уро-вень детализации и сложности СУОС, объем документации и выделяе-мые ресурсы будут зависеть от масштаба организации и характера ее деятельности.

Центральным документом стандартов серии ISO 14000 является ISO 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». Данный стандарт не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в Беларуси принят ряд стандартов ИСО серии 14000 в качестве национальных.

Согласно определению, приведенному в стандарте СТБ ИСО

14001, система управления окружающей средой – часть общей систе-

мы управления, которая включает в себя организационную структуру,

планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресур-сы, обеспечивающие выполнение природоохранных требований.

На рисунке 12.2 приведена обобщенная модель системы управле-ния окружающей средой.

Рисунок 12.2 – Обобщенная модель системы управления окружающей средой

Модель системы управления окружающей средой отражает схе-матически позицию организации, которая признает следующие принци-пы.

Принцип1 . Обязательства и политика . Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязатель-ства в отношении СУОС.

Экологическая политика –основные направления и цели органи-зации в области охраны окружающей среды, официально сформулиро-ванные ее высшим руководством.

Экологическая политика должна включать в себя следующие ос-новные обязательства:

обеспечение соответствия действующему законодательству и инструкциям;

непрерывное совершенствование всех работ, влияющих на ок-ружающую среду;

недопущение загрязнения и т.п.

Принцип2 . Планирование . Основываясь на знании определенно-го состояния окружающей среды организации, указанные выше обяза-тельства должны быть детализированы в программах и направлены на улучшение управления отдельными аспектами окружающей среды – элементами деятельности организации, ее продукции или услуг, кото-рые могут взаимодействовать с окружающей средой. Таким образом, организация должна разработать план реализации своей экологической политики.

На стадии планирования необходимо, во-первых, выбрать эколо-гические аспекты, которые будут учитываться при работе СУОС. Необ-ходимо, чтобы на предприятии постоянно производилось обновление информации по следующим аспектам:

выбросы в воздух; сбросы в воду;

удаление и очистка сточных вод; радиоактивное заражение местности;

использование сырья и природных ресурсов; другие локальные экологические и общественные проблемы.

Во-вторых, организация должна создать и поддерживать в рабо-

чем состоянии систему «отслеживания» постоянно изменяющихся тре-бований законодательных актов, касающихся экологических аспектов ее деятельности, продукции и услуг.

В-третьих, в организации должны быть определены целевые и плановые экологические показатели. При установлении и анализе целе-вых показателей необходимо учитывать требования действующих зако-нодательных актов. Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой организации. В соответствии с требованиями стандарта СТБ ИСО 14001 целевые пока-затели должны быть конкретными, а плановые показатели – по возмож-ности, измеряемыми количественно.

В-четвертых, на стадии планирования должна быть выработана программа управления окружающей средой. Эта программа должна включать:

распределение ответственности за достижение целевых и пла-новых экологических показателей;

средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Принцип3 . Внедрение и функционирование . С целью эффектив-

ной реализации организация должна создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей эколо-

гической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.

Первым этапом стадии внедрения является распределение между конкретными людьми обязанностей, ответственности и полномочий.

Далее организация должна определить свои потребности в обуче-нии персонала. Это обусловлено тем, что персонал, выполняющий ра-боты, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, и поэтому необходимо, что-бы он прошел соответствующее обучение.

Следующим этапом внедрения является установление внутренних связей между различными уровнями и подразделениями организации. Должна быть разработана и внедрена система управления документами, относящимися к экологической деятельности предприятия. Эта система должна обеспечить быстрый поиск необходимого документа, облегчить проведение периодического анализа и его пересмотра на предмет адек-ватности.



Организация должна построить и обеспечить функционирование системы, позволяющей предупредить возникновение катастроф и ава-рийных ситуаций.

Принцип4 . Измерение и оценка . Организация должна проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности.

При переходе к этому этапу необходимо создать и поддерживать в рабочем состоянии систему регулярного мониторинга операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружаю-щую среду. На основе данных мониторинга проводятся проверки и кор-ректировки в технологических процессах, направленные на снижение или устранение выявленного значительного воздействия на окружаю-щую среду. Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин выявленного несоответствия, должно быть пропорционально важности проблемы и соразмерно выяв-ленному воздействию на окружающую среду.

Вся информация, относящаяся к функционированию СУОС и к состоянию окружающей среды должна документироваться в форме за-регистрированных данных.

На предприятии должна быть составлена программа и представ-лены процедуры периодических аудитов системы управления окру-жающей средой.

Принцип5 . Анализ со стороны руководства . Завершающей ста-

дией этапа проверок и корректировок является анализ СУОС со сторо-ны руководства. Высшее руководство организации должно анализиро-вать систему управления окружающей средой через определенные про-межутки времени. Цель такого анализа состоит в том, чтобы обеспечить постоянную адекватность и эффективность системы. В результате ана-лиза возможно внесение изменений в экологическую политику, в целе-

вые экологические показатели и в другие элементы системы управления окружающей средой.

Если построенная система экологического менеджмента функ-ционирует нормально, то это неизбежно приводит к повышению уровня экологической эффективности предприятия. И, наоборот, по уровню экологической эффективности предприятия можно оценивать адекват-ность функционирования системы экологического менеджмента.

Организация должна анализировать и постоянно улучшать СУОС с тем, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность.

Система управления окружающей средой (СУОС) является частью общей системы управления (менеджмента) организации, при этом она призвана обеспечить управление рисками в области охраны окружающей среды, связанными с деятельностью организации.

К началу 80-х г. прошлого века ведущие компании индустриально развитых стран стали активно внедрять СУОС как составляющую экологического менеджмента. В результате качество окружающей среды в промышленных регионах значительно улучшилось. В основу методологии создания и функционирования системы управления окружающей средой положен известный принцип: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй», который развивается по спирали и реализуется в рамках политики, проводимой государством. Модель такого подхода показана на рис. I.

Рис. I. Модель системы управления окружающей средой

Внедрение СУОС компаниями происходит по следующим причинам:

– управление окружающей средой способствует снижению производственных и эксплуатационных расходов, при этом теряется меньше сырья, производится меньше отходов, потребляется меньше энергии;

– при отлаженной СУОС легче выполнять государственные экологические требования и показать, что компания работает в соответствии с выданной ей экологической лицензией;

– банки охотнее инвестируют средства в компании с хорошо функционирующей СУОС, так как это снижает для них риски и в целом это признак хорошего менеджмента;

– СУОС в максимально возможной степени предотвращает экологические катастрофы в компании, которые могут привести её к финансовому банкротству;

– компании с СУОС, признанной на международном уровне, более конкурентоспособны на рынке.

В соответствии с указанным принципом структура СУОС состоит из следующих элементов:

2.Планирование:

– инвентаризация экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организаций;

– инвентаризация всех соответствующих законодательных и других требований;

– целевые и плановые экологические показатели для всех соответствующих должностных лиц, а также программа управления окружающей средой.

3.Внедрение и функционирование:

– роли, обязанности и полномочия для внедрения эффективного управления окружающей средой;

– обучающие программы для повышения и улучшения осведомлённости и компетенции персонала;

– внутренние и внешние связи;

– документация, описывающая систему управления окружающей средой;

– процедуры контроля требуемой документации;

– процедуры контроля операции;

– готовность к аварийным ситуациям и реагированию на них.



4.Проведение проверок и корректирующие действия:

– процедуры мониторинга и измерений;

– процедуры осуществления корректирующих и предупреждающих действий;

– процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных о состоянии окружающей среды.

– Проверка всех систем управления окружающей средой с помощью аудита.

5.Анализ стороны работодателя.

Систему управления окружающей средой наиболее целесообразно вводить по плану шаг за шагом. Для осуществления поэтапного плана введения системы в организации должна быть сформирована экологическая служба организации (ЭСО).

Структуру и численность работников экологической службы организации (ЭСО) определяет работодатель в зависимости от численности работников в организации, её экономического положения, состояния материально-технической базы производства и уровня используемых технологий.

Наиболее целесообразно ЭСО создавать в форме самостоятельного подразделения, состоящего из штаба специалистов в области экологического менеджмента во главе с руководителем службы – ведущим экологом, который подчиняется непосредственно работодателю или по его поручению одному из руководителей организации (главному инженеру). Ведущий эколог осуществляет свою работу совместно с заведующим лаборатории по контролю параметров окружающей среды, а также с работниками, ответственными в подразделениях организации за вопросы охраны окружающей среды.

Основными задачами ЭСО являются:

– внедрение комплексного природопользования, включая экологически обоснованные методы использования атмосферных, земельных, водных, минеральных, лесных и других ресурсов;

– внедрение ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;

– оснащение организации современным природоохранным оборудованием;

– развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

широкое использование экологического аудита;

– разработка методик по определению экологических рисков;

– осуществление в приоритетном порядке учёта интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;

– разработка системы чрезвычайного реагирования и системы освещения на экологически опасных объектах, а также при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями.

При осуществлении текущей деятельности руководителей ЭСО имеет право:

– в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать подразделения и территорию организации;

– при выявлении нарушений природоохранного законодательства выдавать предписания, в которых определены мероприятия по устранению нарушений и сроки их выполнения;

– требовать от работников, ответственных по подразделениям за вопросы охраны окружающей среды, отчёт о выполнении предписания;

– получать оперативную информацию о возникновении ситуаций, способных привести к авариям и в связи с этим возможному загрязнению окружающей среды;

– направлять работодателю (руководителю организации) предложения о поощрении конкретных работников за активную работу в области охраны окружающей среды или о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства;

– представительствовать по поручению работодателя в государственных и общественных организациях, занимающихся экологической деятельностью.

Работники ЭСО несут ответственность за выполнение своих обязанностей в соответствии с положением о ЭСО и должностными инструкциями.

Требования к системе управления окружающей средой устанавливает Международный стандарт ИСО 14001:1996(Е) Системы управления окружающей средой технические условия и руководство по применению. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и раз­меров с учетом различных географических, культурных и социаль­ных условий. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководст­вом. Такого рода система дает организации возможность устанав­ливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые показатели состояния окружающей среды, добиться соответствия этой полити­ке и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого международного стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по защите окружающей среды и предот­вращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-эко­номическими потребностями.

Есть важное различие между настоящими техническими условия­ми, содержащими требования к сертификации/регистрации и/или самостоятельному заявлению организации о ее системе управления окружающей средой, и не утвержденными официально руководящими указаниями, предназначенными для оказания общей помощи органи­зации в вопросах реализации или улучшения системы управления окружающей средой. Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и кон­курентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этого меж­дународного стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой. Настоящий международный стандарт содержит только те требо­вания, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации и/или самостоятельно­го заявления.

Следует отметить, что настоящий международный стандарт не устанавливает абсолютных требований к экологической эффективнос­ти помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам и постоянно улучшать систему. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но показывающие различную экологичес­кую эффективность, могут обе соответствовать требованиям этого стандарта.

Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех за­интересованных сторон. Однако принятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальных результатов в области эколо­гии. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей техноло­гии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Стандарт не предназначен для рассмотрения аспектов управле­ния безопасностью и гигиеной труда и не содержит требований к ним; однако он не запрещает организациям заняться проблемой ин­теграции таких элементов в системы административного управления. Тем не менее, процесс сертификации/регистрации будет применим только к аспектам системы управления окружающей средой.

К настоящему международному стандарту применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандар­там на системы качества серии ИСО 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управ­ления, согласующуюся с серией ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различных элементов системы адми­нистративного управления может варьироваться в зависимости от це­лей и заинтересованных сторон. В то время как системы администра­тивного управления качеством имеют дело с потребностями пользо­вателя, системы управления окружающей средой обращены к потреб­ностям широкого круга заинтересованных сторон и развивающимся потребностям общества, касающимся защиты окружающей среды.

Требования к системе управления окружающей средой, содержа­щиеся в настоящем стандарте, необязательно должны устанавливать­ся независимо от существующих элементов системы административно­го управления. В некоторых случаях появится возможность соот­ветствовать этим требованиям путем адаптации существующих эле­ментов системы административного управления.

Социальная среда управления - совокупность социальных стандартов, норм и ограничений, общественных, групповых и индивидуальных интересов. управление агрессивный социальный

Естественно, что поведение внешней среды оказывает неизбежное влияние на любую управленческую систему. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Число положительных и отрицательных воздействий может взаимно компенсироваться, и тогда позволительно говорить о «нейтральности» внешней среды.

В зависимости от того, в какой среде приходится осуществлять процесс управления, варьируется значение устанавливаемых руководителем организацией целей и методов по их достижению.

Понятие «внутренняя / внешняя среда» субъективно. Руководитель, может полагать внешней средой по отношению к себе все, что видит перед собой. Он может отделить себя как личность даже от собственной должности, и его внутренний мир станет еще уже. А может раздвигать границы внутренней среды до своего кабинета, цеха, завода, до всего человечества. И если при этом рассматриваются вопросы взаимодействия человечества с другими формами жизни, с природой, то такой подход справедлив и уместен. Любая форма жизни стремится заполнить собой окружающее пространство, охватить окружающий мир, включить его в себя или соединиться с ним.

Однако для коммерческого директора, планирующего сбыт продукции, вряд ли уместно раздвигать границы внутренней среды до уровня общества. Вряд ли общество будет разделять его точку зрения. Общество в целом выходит за границы его зоны управляемости.

Т.о., внутренняя среда - это часть социальной организации, которая разделяет общую цель, претендует на часть общего результата; сотрудники, чьи индивидуальные цели являются совместными и взаимозависимыми, вкладывающие собственные ресурсы и принимающие на себя риск от срыва совместных проектов.

Руководитель имеет реальную возможность расширить объективные границы внутренней среды его организации, если ему удается перенести указанные условия на аппарат управления, коллектив, общество путем согласования целей, анализа, прогноза и выявления общих интересов, привлечения к риску и ответственности за успехи и неудачи организации.

Но отнесение части пространства к внешней среде не обязательно делает его враждебным. Внешняя среда не может быть однородно бесстрастна к деятельности организации. Она одновременно объединяет в себе разные отношения - от поддержки до резкого неприятия.

Укрупненная типология различает инертную, оптимальную и агрессивную среды.

Основанием к позиции внешней среды в отношении организации являются их цели:

  • * нейтральная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия;
  • * оптимальная - согласованность, однонаправленность или дополняемость целей;
  • * агрессивная - наличие взаимоисключающих целей.

Сферы, в которых могут соприкасаться цели организации и внешней среды, тождественны сферам, в которых осуществляется человеческая деятельность.

Столь же общи и факторы, определяющие реакцию внешней среды:

  • * экономические - конкуренция, цикличность развития, состязательность;
  • * политические - классовая и партийная борьба;
  • * технологические - научно-технический прогресс и возможности преобразования;
  • * природно-климатические - стихийные бедствия, неблагоприятные естественные условия;
  • * организационные - правовые, нормативные противоречия;
  • * демографические - половые и возрастные объективные и субъективные различия, стандарты, возможности;
  • * идеологические - соответствие мировоззрений и другие.

С точки зрения решения конкретной задачи и получения максимального результата оптимальной является благоприятная среда управления.

Гармоничное сочетание собственных целей организации, коллектива, руководителя с интересами общества, потребителей, партнеров позволяет избегать многих косвенных затрат, связанных с преодолением правовых барьеров, этических ограничений, негативного психологического отношения. По мере снижения степени внешнего благоприятствования соответственно снижаются потенциальные результаты работы организации.

В агрессивной среде косвенных, не имеющих отношения к основной деятельности расходов, становится больше. Возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства. Нельзя забывать, что ни одна организация не может достичь абсолютной социально-психологической изоляции от внешней среды. Все ее сотрудники одновременно являются жителями определенного населенного пункта, членами каких-либо партий и общественных объединений, пользователями общественными благами, единицами разнообразных социальных общностей и групп. Все эти переплетения социальных отношений ведут к тому, что любые конфликты с внешней средой с течением времени неизбежно перетекают во внутреннюю напряженность и внутриорганизационные конфликты. Тем самым внешняя среда проникает вовнутрь организации, зона управляемости резко сокращается, руководитель утрачивает прежние права и полномочия и т. д.

С одной стороны, ему следует расширять зону собственного устойчивого влияния, захватывая все новые и новые сегменты, ранее относившиеся к «внешней среде». Естественно, что при этом следует соблюдать известную долю осмотрительности, чтобы в погоне за масштабом не забыть про содержание; чтобы расширение организации не носило формальный характер, а отражало растущее качество взаимодействия руководителя с подчиненными, подчиненных с клиентами и т. д.

С другой стороны, руководитель и организация должны постоянно анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды. Собственные цели должны формироваться и формулироваться таким образом, чтобы в них проявлялось и социальное значение любой организационной деятельности. Бывают случаи, когда подобное согласование интересов объективно невозможно, например - несовершенство технологий не позволяет обеспечить абсолютную экологическую безвредность производства; или когда противоречия интересов распространяются не на все общество, а на отдельные слои, например - организация элитных форм досуга на фоне низкого уровня жизни большинства населения. В подобных ситуациях на руководителя и организацию налагаются дополнительные задачи по преодолению очевидных столкновений интересов, по разъяснению собственных интересов оппонентам, включению дополнительных мероприятий, удовлетворяющих их интересам. Расходы на рекламу, на поддержку в средствах массовой информации, на приобретение политической поддержки и покровительства в этой ситуации неизбежно возрастут. Могут оказаться востребованными и мероприятия, направленные на обеспечение простой физической безопасности сотрудников и имущества организации.

Вина в таких противоречиях с внешней средой может лежать на любой из сторон этого взаимодействия. Нередко прогрессивные, опережающие свое время идеи наталкиваются на отсталость, консерватизм или пристрастность своих современников. Многие идеологические, технологические, экономические проекты пробивали себе дорогу в непрекращающейся борьбе и конфронтации с внешним миром.

Сама организация еще чаще оказывается виновницей агрессивности внешней среды, если выбирает цели, находящиеся в явном противоречии с системой общественных ценностей или ущемляющие чьи-то права. Наиболее яркие конфликты и противоречия с внешней средой возникают у организаций, занятых нелегальной, противоправной деятельностью. Мафиозные структуры, преступные формирования испытывают постоянную и всестороннюю агрессивность внешней среды, но эта агрессия является естественной здоровой реакцией на их собственную агрессию.

18. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ

Внутренняя среда – совокупность характеристик фирмы и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), оказывающих влияние на положение и перспективы фирмы.

Компоненты внутренней среды: миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.

Формализованные модели отличаются тем, что в них доминируют односторонние способы воздействия, стимулы-понуждения по линии «сверху вниз»:

1) технократические (характеризуются подчинением заданному производственному процессу); 2) автократические (подчинение воле руководителя); 3) бюрократические (подчинение организационному порядку, инструкциям поведения).

Персонализированные модели содержат многосубъектные взаимные воздействия, ориентации мотивирующего типа: 1) гуманизаторские (организация – семья, где конкретный работник и его творческий потенциалглавный ресурс организации);

2) демократизаторские (отличаются свободой маневра в принятии и реализации управленческих решений, с многочисленными обратными связями); 3) инноваторские (характеризуются поддержкой нововведений, предоставлением полномочий для творческого поиска, созданием творческой обстановки и т. п.).

Внешняя среда управления

Внешняя среда – совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, но не подвластных ее руководству. Состав внешней среды: во внешнюю среду управления входит вся макросреда и часть микросреды.

Макросреда является единой для всех субъектов управления в данной стране, регионе, для конкретных организаций, товаров и услуг. Особенность: элементы внешней среды – потребители, конкуренты, посредники и др., могут быть рассмотрены как в целом, т. е. как макросреда, так и как микросреда.

Основные характеристики внешней среды управления: 1) многокомпонентность; 2) рост сложности, подвижности, неопределенности; 3) нарастающая взаимосвязанность факторов (изменение одного из них приводит к изменению других факторов);

4) глобализация.

Глобализация – комплекс трансграничных взаимодействий между организациями, физическими лицами, институтами и рынками, создание единого общемирового, интернационализированного информационного, товарного, финансового пространства, интегрирование самых разнообразных субъектов в общемировые процессы.

Главные направления глобализации: 1) рост и усиление влияния международных институтов гражданского общества; 2) расширение технологий и финансовых средств, потоков товаров; 3) расширение масштабов информационных обменов через Интернет; 4) деятельность транснациональных корпораций;

5) интернационализация определенных типов преступной деятельности.

Из книги Теория организации: конспект лекций автора Тюрина Анна

6. Внешняя среда предприятия Внешняя среда – совокупность элементов, условий, факторов и сил, которые воздействуют на организацию извне, тем самым меняя ее поведение. Внешняя среда имеет большое практическое значение. В рыночной экономике она крайне динамична, поэтому ее

Из книги Маркетинг автора Логинова Елена Юрьевна

10. Внешняя и внутренняя маркетинговая среда Внешняя маркетинговая среда – это макросреда фирмы. Она включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность фирмы на каком-то определенном участке (сегменте) рынка:1) демографические, т. е. для предприятия важно, какая

Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации 1. Содержание понятия «среда организации» Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям

Из книги Маркетинг: конспект лекций автора Логинова Елена Юрьевна

16. Внешняя маркетинговая среда Внутренняя маркетинговая среда – это макросреда фирмы. Она включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность фирмы на каком-то определенном участке (сегменте) рынка:1) демографические, т. е. для предприятия важно, какая группа

Из книги Марионетки бизнеса автора Шарыпкина Марина

1.4. Что у нас внутри, а что снаружи? (Внешняя и внутренняя среда организации) Мы не одиноки в этом мире. Вокруг все время что-то крутится и вертится, в том числе и вокруг нашей организации. В менеджменте это называется средой. И каждое действие той или иной организации

Из книги Исследование систем управления: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Лекция 11. Внешняя среда организации Внешняя среда – условия и факторы, которые существуют в окружающей среде независимо от деятельности конкретной фирмы. Они могут как оказывать влияние на функционирование организации, так и испытывать на себе влияние организации.Все

Из книги Гуру. Как стать признанным экспертом автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Внешняя и внутренняя составляющие экспертности (гуризма) Существуют внешняя и внутренняя составляющие экспертности.Внутренняя – это то, что вы знаете и умеете. Это то, что позволяет вам делать свою работу хорошо.Но до того, как обратиться к вам, клиенты не знают о том,

Из книги Структура в кулаке: создание эффективной организации автора Минцберг Генри

ВНЕШНЯЯ СРЕДА До сих пор мы рассматривали влияние на структуру внутренних факторов организации – ее возраста, размеров и используемой в операционном ядре технической системы. Но каждая организация существует в определенных условиях, которые необходимо учитывать при

Из книги Управление персоналом современной организации автора Шекшня Станислав Владимирович

1.4. Организация и внешняя среда Любая организация существует и развивается не в вакууме, а в постоянном взаимодействии с окружающим ее миром или внешней средой. Внешняя среда для организации состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы,

Из книги Маркетинговая деятельность автора Мельников Илья

Внешняя и внутренняя среда маркетинга Маркетинговая деятельность предприятия протекает в определенной внешней (окружающей) среде. В результате рыночной деятельности предприятие осуществляет постоянный контакт с рынком, поставляя на него продукцию, услуги,

Из книги Менеджмент: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

3.6. Внутренняя и внешняя среда организации Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду. Поскольку организации представляют собой созданные

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

5.2. Внешняя среда. STEP–анализ Политико–правовая среда. Маркетинговые решения, принимаемые образовательным учреждением, находятся под значительным влиянием событий, происходящих в политической и законодательной областях (рис. 5.2). Рис. 5.2. Политико–правовая

Из книги 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень автора Черепанов Роман

VI. Внешняя среда 1. За кулисами свободного рынка Любой инвестор должен развивать в своем бизнесе независимость и усиливать рычаги влияния, снижать риски и зарабатывать авторитет.На рынке в цене две репутации – репутация людей, которые стоят за компанией, и репутация

Из книги Танец продавца, или Нестандартный учебник по системным продажам автора Самсонова Елена

10.2. ФИЛЬТР ВТОРОЙ. КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ? РЕФЕРЕНЦИЯ «ВНУТРЕННЯЯ/ВНЕШНЯЯ» Предположу, что в своей практике вы встречались с людьми еще двух типов. Первые уверенно принимают решения самостоятельно и не нуждаются в чужих советах. Вторые всегда как-то неуверенно себя ведут

Из книги Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу автора Сисодиа Раджендра

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Поделиться