Что понимается под предприятием в современных условиях. Фирма в условиях рынка

Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

В условиях рыночных отношений организация (предприятие) является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны. Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят продукцию, нужную для жизни человека, другие создают инвестиционные товары. Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления (транспортные предприятия). Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги – хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.

Из всего выше сказанного следует, что данная тема курсовой работы:

«Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики» актуальна в настоящее время и будет актуальной- в будущем.

Цель курсовой работы - раскрыть теоретические аспекты темы: «Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики».

А именно, рассмотреть:

 Предприятие как главную экономическую единицу конъюнктуры рынка;

 Систему управления предприятием в условиях рынка, стратегию поведения.

Основываясь на теоретических аспектах и данных конкретного предприятия рассмотреть сущность и механизм функционирования ООО «Престиж» в условиях рыночной экономики РФ, провести финансовый анализ, используя методы статистики.

Объект исследования: предприятие как субъект рыночного хозяйствования.

1. Предприятие- главная экономическая единица конъюнктуры рынка

1.1 Понятие организации (предприятия), цели и направления деятельности.

Чтобы рассмотреть организацию (предприятие) в условиях рыночной экономики, необходимо кратко освятить понятие «рыночная экономика» и дать ей характеристику (Приложение 1).

Организация- это определённым образом организованное объединение лиц, которое:

 имеет обособленное имущество,

 отвечает этим имуществом по своим обязательствам,

 может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права,

 нести обязанности,

 быть истцом и ответчиком в суде,

 иметь самостоятельный баланс или смету

Предприятие - это хозяйственная единица, обладающая опре¬деленной законом экономической и административной самостоя¬тельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-тех¬ническим, экономическим и социальным единством, обусловлен¬ным общностью целей деятельности: производством и реализацией товаров, работ, услуг и получением прибыли.

Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта.

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п. Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединённых общим процессом труда. В процессе труда между работниками возникают «производственные отношения», которые включают:

 организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделения труда в рамках данного предприятия (последовательность проведения работ, их упорядочение, взаимодействие различных частей и звеньев предприятия);

 связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности на средства производства (отношения распределения, управления, потребления);

 связи, в которые вступает каждое предприятие с другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия в условиях рыночной экономики является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми. Рыночные принципы деятельности - рациональность, экономичность и эффективность – находят на уровне предприятия (организации) первичную сферу своего осуществления. Наконец, конкуренция как двигатель рыночного развития -именно в предприятии обретает свой главный субъект.

Каждая организация (предприятие) действует на основе хозяйственного (коммерческого) расчета. Принципы хозрасчета:

1) самофинансирование;

2) самообеспечение;

3) материальная заинтересованность;

4) экономическая ответственность;

5) свобода хозяйственной деятельности;

6) конкуренция между товаропроизводителями, контроль за их хозяйственной деятельностью.

Коммерческий расчет - это экономическая категория товарного производства, которая отражает сложную систему экономических отношений, возникающих в процессе использования средств производства, реализации продукции, при распределении и использовании полученного дохода, прибыли.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

1.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия

Любое предприятие, фирма, организация состоит из внутренних элементов. К основным элементам внутренней среды организации относятся:

 миссия организации;

деловая стратегия;

 структура;

 ресурсы;

 технологии.

Ниже представлена схема взаимодействия этих элементов:

Из схемы мы видим, что все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других.

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Введение 3

1. Предприятие главная экономическая единица конъюнктуры рынка. 4 -13

1.1 Понятие организации (предприятия), цели и направления деятельности. 4 - 6

1.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия. 7-10

1.3 Виды и организационно-правовые формы предприятий. 11-13

2. Система управления и структура предприятия в условиях рынка. 14-20

2.1 Понятие, принципы, функции и методы управления. Самоуправле-ние трудового коллектива. 14-16

2.2 Структура предприятия. 17-20

3. ООО «Престиж» в условиях рыночной экономики 21-35

3.1 Общая характеристика предприятия. 21-24

3.2 Анализ конкурентных преимуществ ООО «Престиж». 25-28

3.3 Оценка эффективности предприятия. 29-35

Заключение 36-37

Библиографический список литературы 38-39

Приложения: 40-47

Приложение 1 40-41

Приложение 2 42-47

Использованная литература

  1. Библиографический
  2. Баликоев, В.В. Общая экономическая теория [Текст]: Учеб. Пособие. - Новоси-бирск: ТОО ЮКЭА, НПК,Модус, 1996.
  3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]: Курс лекций для студентов высших учебных заведений.- М.: Общество «Знание» России. Центральный институт не-прерывного образования, 2002. 472с.
  4. Гласс, Дж. Статистические методы в прогнозировании [Текст]. - М.: Прогресс, 2002. 411с.
  5. Глухов, А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 2003. № 2. С. 5664.
  6. Годовые отчёты ООО «Престиж».
  7. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования [Текст]: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 2002. 416 с.
  8. Гуськова, Н.Д. Экономика и бизнес [Текст]. Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 1995.
  9. Елисеева, И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики [Текст] / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1995. 521с.
  10. Ильенкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление [Текст].- М: Финансы и статистика, 2002. 407с.
  11. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004 656 с.: ил.
  12. Куликов, Л.М. Основы экономической теории [Текст].-М.:Финансы и статисти-ка, 2003.- 400 с.
  13. Купряков, Е.М. Экономика предприятия [Текст]. Москва: ЮНИТИ, 1996.
  14. Лукасевич, И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вы-числений [Текст]. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 400 с.
  15. Максимова, И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 2003. № 3. С. 3339.
  16. Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  17. Общая теория статистики [Текст]: Статистическая методология в изучении ком-мерческой деятельности: Учебник / А.И. Харламов, О.Э. Башина, В.Т. Бабурин и др./ Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1994. 586с.
  18. Паркет ООО «Престиж» [Электронный ресурс]: http://parket.webhost.ru/
  19. Пелих, А.С. Малые предприятия [Текст]. - Ростов-на-Дону: Эксперт, 1996.
  20. Райзберг, Б. А. Основы экономики [Текст]: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.-676 с.
  21. Русский Гуманитарный Интернет-Университет [Электронный ресурс]: http://www.vusnet.ru/biblio/
  22. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: Официальный текст. М.: Из-дательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2005. 180 с.
  23. Экономика предприятия [Текст]: учебник /Под ред. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгальтер. М.: ИНФА-М, 2002.
  24. Экономическая теория [Текст]: Учебник/ Под ред. И. П. Николаевой. М.: Про-спект,1996.- 456 с.

Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не должна быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, ᴛ.ᴇ. создают основу для потребления и приумножения национального богатства. Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определœенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличия своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке. Предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. Οʜᴎ являются основой для: - увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта͵ валового национального продукта; - возможности существования всœего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счёт налогов и сборов предприятий; - обеспечения обороноспособности государства; - простого и расширенного воспроизводства; - развития национальной науки и ускорения НТП; - повышения материального благосостояния всœех слоев граждан страны; - развития медицины, образования и культуры; - решения проблемы занятости; - решения многих социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, в случае если они эффективно функционируют.

1.1. В условиях рынка предприятия работают по следующей схеме: - основой является спрос покупателœей, ᴛ.ᴇ. возможность сбыть свою продукцию. Для этого крайне важно изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателœей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений.

1.2. По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры, а также развития компании, укрупнения бизнеса усложняется процесс управления рыночной деятельностью. Это справедливо, в том числе, и для управления товарной, ценовой и сбытовой политикой компании, т. е. на вопросы о типе товара, его качестве, цене, конкурентоспособности, месте продажи с большой вероятностью может ответить только маркетинᴦ. Маркетинг - ϶ᴛᴏ система управления, регулирования и изучения рынка Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителœем и другие необходимые атрибуты.

2.1.Основные функции и цели предприятия в условиях рынка. Как правило, основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли . При этом не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, в случае если в своей работе будут придерживаться и выполнять необходимые функции. Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие "краеугольные камни" управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль. Принцип экономичности требует, чтобы достигался: - определœенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации ; - при заданном объёме затрат наибольший результат - принцип максимизации . Следовательно, в базе своей принцип экономичности предъявляет свойственные всœем предприятиям само собой разумеющиеся требования - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать "экономично". Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами или путем отсрочки, или за счёт получения кредита. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, ᴛ.ᴇ. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности .. Для достижения поставленной цели предприятия должны: 1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; 2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости; 3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; 4) систематически внедрять всœе новое и передовое в производство, в организацию труда и управление; 5) заботится о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышение их жизненного уровня, создание благоприятного социально-психологического в трудовом коллективе; 6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия; 7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

1.3. Прибылью называют доход предпринимателя, получаемый в виде прироста вложенного в производство капитала . Получение прибыли является главным стимулом и основным показателœем эффективности любого предприятия. Высокие прибыли заставляют капиталы и рабочую силу мигрировать из одной отрасли в другую, поскольку прибыль в разных отраслях экономики - производстве, банковском делœе, торговле - образуется неодинаково и размер ее может существенно отличаться.

Прибыль представляет собой превышение общей выручки от продажи продукции над всœеми расходами на производство. Практически и статистически ее рассчитывают как остаток после вычета издержек производства из объёма продаж. К примеру, в случае если было продано товаров на 4000 р., а издержки производства составили 2000 р., то прибыль равняется 2000 р.

Издержки производства - это денежные затраты, понесенные предпринимателœем в процессе производства продукции . Выделяют постоянные и переменные издержки производства. К постоянным относятся те издержки, которые предприятие должно нести в любом случае и которые до определœенной степени мало зависят от объёма производства (аренда здания). Переменными называют такие издержки, которые связаны с затратами на покупку сырья, рабочей силы, применение которых непосредственно сказывается на объёме производимой продукции (чем больше продукции, тем больше используемого сырья, т. е. издержек). Поскольку основным ориентиром в рыночной экономике является рыночная цена, каждый предприниматель пытается найти такую технологию производства, чтобы средние издержки производства были ниже этой цены и, таким образом, предприятие принœесло бы более высокую прибыль.

Амортизация . Весомую долю издержек составляют издержки, связанные с затратами капитальных ресурсов – машин, оборудования, производственных помещений. Для производственной деятельности предприятиям необходимы основные средства (средства труда);они многократно участвуют в производственном процессе, частями перенося свою стоимость на создаваемый продукт, не изменяя при этом вещественно-натуральной формы. К основным средствам относятся также: жилые здания и здания культурно-бытового назначения, хозяйственный инвентарь, вычислительная техника и т.д., срок службы которых превышает один год. Амортизация - ϶ᴛᴏ планомерный процесс переноса стоимости средств труда помере их износа на производимый с их помощью продукт. Амортизация являетсяденежным выражением физического и морального износа базовых средств. Сумманачисленной за время функционирования базовых средств амортизации должнабыть равна их первоначальной (восстановительной) стоимости.

Заработная плата͵ или ставка заработной платы ,- это цена выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин ʼʼтрудʼʼ в широком смысле, включая оплату труда:

А). рабочих в обычном понимании этого слова (самых разных профессий)

Б). разнопрофильных специалистов-юристов, врачей, стоматологов, преподавателœей и т.д.

В). владельцев мелких предприятий- парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телœевизоров и множество различных торговцев- за трудовые, предоставляемые при реализации их деловой активности.

Поскольку основная задача предпринимателя - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, то крайне важно отслеживать каждую стадию процесса производства, реализации и др.
Размещено на реф.рф
Деятельность по управлению в услови­ях рынка носит название менеджмента

Сущность менеджмента- управлять всœем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации- к лучшему

В рыночной экономике роль ʼʼрегулятораʼʼ производства, распределœения и потребления играет свободной рынок. В корне его работы - свобода производителœей и потребителœей. Первые свободны производить тот или иной продукт того или иного качества и объёма, а вторые свободны покупать или не покупать данный продукт. Рыночная система строится на свободном обмене между продавцами и покупателями, производителями и потребителями.

Хозяйствующие субъекты существуют в конкурентной среде, вы­жить в которой можно, только завоевав покупателя своих товаров и услуᴦ. Деятельность в рыночной экономике свя­зана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные реше­ния - возможная потеря собственности.

В условиях рынка управление решает следующие проблемы:

  1. ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;
  2. производство тех видов товаров, которые пользуют­ся спросом у покупателœей и гарантируют получение намеченной прибыли;
  3. обеспечение эффективности деятельности.

Менеджмент - это процесс, включающий прогнозирование, планирование, организацию, руководство, координацию, контроль .

Предприятие это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из определения следует, что основной целью предприятия в условиях рынка является удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

При этом не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение.

Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Следует выделить следующие принципы функционирования предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

Определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;

При заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую, деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны выполнять определенные функции:

выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;


обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Таким образом, предприятием является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица, созданным в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных, платежей.

Главная цель предприятия – получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения, общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества.

Государственное регулирование

деятельности предприятий в условиях рынка.

А) Механизмы государственного регулирования деятельности предприятия.

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования деятельности предприятий, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

Естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);

Охрана окружающей среды и использование ресурсов;

Сертификация, стандартизация, метрология;

Социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);

Внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, так как государство может запаздывать в своих действиях.

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатора может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.

Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитноденежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансирование, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Амортизационная политика. Она является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;

нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;

нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Инвестиционная политика. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Существенный спад производства за 1991-1996 гг., т.е. за период проведения реформ, в большей степени был обусловлен значительным сокращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в 3 раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.

В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей являются освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

Государственное предпринимательство. Одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.

Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т.е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-10-15-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

С планированием, тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10-15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда.экономические методы не могут дать желательного результата.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности является также важнейшей задачей государства.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.

Б) Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рынка.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

Должно ли государство вмешиваться и предпринимательскую деятельность предприятия? Каким должно быть это вмешательство?

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы деятельности всех субъектов рынка . Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности . Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики . Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия:

Снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;

Отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

Девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

Обесценение сбережений граждан;

Снижение инвестиционной активности и др. Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации экономики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий . Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции . В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяева; рынок - их агент, а предприятие - их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства , т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Создание, реорганизация, ликвидация, несостоятельность (банкротство)

предприятия (юридического лица). Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие считается созданным после его государственной регистрации в местных органах власти. Это узаконивается присвоением ему регистрационного номера в едином государственном реестре юридических лиц. С этого момента предприятие выступает как юридическое лицо.

Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), имеющая в собственности, хозяйственно ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде.

К числу признаков юридического лица , без которых предприятие не может участвовать в законном хозяйственном обороте, относятся :

наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении своего имущества. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность;

самостоятельная имущественная ответственность предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении своих обязанностей перед бюджетом;

право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, с гражданами, с другими юридическими и физическими лицами;

право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами;

иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке, предоставлять установленную государственными органами отчетность;

иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Юридическое лицо действует на основании устава либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Юридическое лицо может иметь свои представительства филиалы.

Представительством предприятия является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

Предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. Они являются основой для:

  • 1) увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
  • 2) возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов предприятий;
  • 3) обеспечения обороноспособности государства;
  • 4) простого и расширенного воспроизводства;
  • 5) развития национальной науки и ускорения НТП;
  • 6) повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
  • 7) развития медицины, образования и культуры;
  • 8) решения проблемы занятости;
  • 9) решения многих социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.

В условиях рынка предприятия работают по следующей схеме:

Сбыт (спрос)

Производство

В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений.

Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

Цель - это будущее желаемое состояние организации, мотив поведения и действий её работников. Функция - это конкретный вид деятельности организации.

Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Но также не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Принцип экономичности требует, чтобы достигались:

  • * определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
  • * при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, то есть достижение как можно большей прибыли или как можно более высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. Для достижения поставленной цели предприятия должны:

  • 1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
  • 2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
  • 3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • 4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
  • 5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  • 6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
  • 7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения цели фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

Таким образом, в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

Управление фирмой - менеджмент - как особый вид деятельности заключается в организации и координации факторов производства для достижения максимальной эффективности их использования. В мировой практике управление само по себе рассматривается в качестве одного из факторов производства, функции менеджмента состоят в принятии и в организации выполнения решений по использованию факторов производства, внедрению новых продуктов и технологий.

Управление в организациях - очень сложное явление. Ф.Тейлор одним из первых сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, то она умеет делать лучше всего. Он выдвинул строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Ее составными элементами являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж) способ разделения и рационализации трудовых приемов, функциональная администрация, особая система мотивации труда и др.

Французским инженером А. Файолем впервые были определены характеристики управленческого труда. Он считал, что, наиболее общими из них являются: планирование, организация человеческих и материальных ресурсов, выдача распоряжений, координация различных действий в организации и контролирование поведения членов организации.

Урвик и Гьюлик выделили принципы управления, основываясь на исследованиях Файоля. Если у Файоля было 14 принципов, то у Урвика - 29. К числу основных принято относить следующие принципы, выделенные Файолем:

  • 1. Разделение труда.
  • 2. Власть - ответственность.
  • 3. Дисциплина.
  • 4. Единство распорядительства (единоначалие).
  • 5. Единство руководства (направления).
  • 6. Подчинение частных интересов общим.
  • 7. Вознаграждение персонала.
  • 8. Централизация.
  • 9. Иерархия.
  • 10. Порядок.
  • 11. Справедливость.
  • 12. Постоянство состава персонала.
  • 13. Инициатива.
  • 14. Единение персонала.

Работники управления исходя из содержания управленческого труда подразделяются на три основные группы: руководители, наделенные правами принимать решения и организовывать их реализацию, отвечать за деятельность коллектива; специалисты, призванные готовить и обосновывать решения; технические исполнители, осуществляющие вспомогательную работу по реализации функций управления.

Особенности управленческого труда предопределяют необходимость практичного, рационального подхода к его организации. Ведущая роль принадлежит здесь планированию, особого подхода к организации рабочего места и условий труда.

Функции управления рассматриваются учеными как непрерывный процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других - это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Каждая управленческая функция представляет собой процесс, который тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является результатом реализации всех этих функций.

Обзор литературы показывает, что чаще всего в целостном процессе управления выделяются следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Однако рационально выделять четыре основных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Необходимо добавить еще два процесса - связующие. Это, с одной стороны, обмен информацией или коммуникация, а с другой - выработка менеджерами новой информации в процессе принятие решений. Таким образом, эти два процесса связывают четыре управленческие функции.

Управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

  • - ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  • - постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
  • - хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • - постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • - выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
  • - необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Организационные структуры управления фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (мелкая, средняя, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология её производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный рынок, национальный или внешний рынок); масштабы заграничной деятельности и формы её осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Организационная структура фирмы и её управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

По мнению ведущих специалистов в области теории менеджмента, в зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления.

Дивизиональная структура управления. В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции или на пространственное единство.

Организационная структура по продукту предполагает создание в структуре фирмы самостоятельных хозяйственных подразделений - производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. При этом предполагается специализация производственных отделений в материнской компании по отдельным видам или группам продуктов и передача им полномочий по управлению производственными и сбытовыми дочерними компаниями, расположенными как в своей стране, так и за границей. Функциональные службы производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с соответствующими центральными службами, получая от них указания по всем вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмы в целом.

Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.

Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры и ориентированными на широкие рынки сбыта и конкретного потребителя. Недостатком этой структуры управления являются трудности передачи технической информации заграничными дочерними компаниями, а также координация деятельности по стране и по продукту. Особенно усиливаются эти трудности для компаний, выпускающих оборудование и имеющих много линий продуктов. Другая важная проблема, возникающая при региональной структуре управления, - это возможность дублирования линейной и функциональной ответственности, в особенности в региональных отделениях.

Матричная структура это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создаётся путём совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.

Форма внедрения нововведений - одна из последних организационных форм, которая, как принято считать, в наибольшей степени характеризуется гибкостью. Ее появление связано с тем, что функциональные службы и управляющие, занятые, главным образом, текущей работой, повседневно не в состоянии уделять внимание нововведениям в продукции, технике, технологии, особенно разработке принципиально новых видов изделий. Этот вид деятельности стал постепенно обособляться в рамках функциональной структуры. Организационная форма «внедрение нововведений» предназначена для тех организаций, где производство продукции достаточно устойчиво, осуществляется в широких масштабах в силу того, что «жизненный цикл» изделий велик.

Основной особенностью этой формы является, с одной стороны, объединение текущего производства и продажи устойчивых продуктов в действующую деловую группу и, с другой, передача разработки новых продуктов и приспособления их к рынкам сбыта группе нововведений.

Форма «внедрение нововведений» потенциально обеспечивает высокую гибкость организации. К недостаткам ее относят дублирование ресурсов в двух группах. Определение нововведений ставит проблему четких коммуникаций между группами и с внешней средой. Специалисты считают, что при отсутствии хорошо развитой связи есть опасность, что группа нововведений перестанет удовлетворять реальным возможностям повышения эффективности организации.

Таким образом, какой-либо универсальной системы управления фирмой в современной теории нет. Каждая фирма, исходя из своего видения целей и задач, масштаба бизнеса и других факторов определяет наиболее адекватную структуру управления.



Поделиться