Долгосрочная финансовая политика предприятия методы. Основы долгосрочной финансовой политики предприятия

В условиях неопределенности хозяйствования для успешного роста предприятия необходимо четко определять направления его развития как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу, а также вести поиск внутренних резервов, способствующих более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.
Финансовая политика организации — составной элемент общей политики развития, которая должна включать налоговую, учетную, инвестиционную, инновационную, производственную политику и др.
Финансовая политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов для достижения целей организации.
Основа финансовой политики организации — четкое определение единой концепции развития как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, выбор наиболее оптимальных механизмов достижения поставленных целей, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Как известно, достижение любой задачи, стоящей перед предпринимателем, в той или иной мере обязательно связано с финансами, так как реализация любого решения требует финансового обоснования и обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением таких локальных, обособленных вопросов, как, например, разработка процедуры прохождения и согласования договоров купли-продажи, организация контроля за процессами производства и реализации, поступлением и расходованием денежных средств, а имеет всеобъемлющий характер. Назначение финансовой политики — не изучение методики или методологии финансовых отношений, не разработка механизмов и методов оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использование этих существующих механизмов и методов, рассматриваемых в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят организации развиваться, но только разработка и внедрение финансовой политики позволят более метко определить основные направления развития хозяйствующего субъекта.
Финансовая политика организации выражает интересы тех, кто ее организует или определяет. Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство, исполняют финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники.
Итак, совокупность мероприятий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов для достижения целей, определяемая и проводимая собственниками и руководством в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
Проводимая финансовая политика организации должна давать ответы на следующие вопросы:
1. Как оптимально сочетать стратегические и тактические цели финансового развития организации?
2. Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
3. Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
4. Стоит ли изменять финансовую структуру организации, используя финансовые инструменты?
5. Как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
Только при хорошо разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных перед организацией целей.
Управление финансами организации — процесс реализации финансовой политики. Внешнее отражение проводимая финансовая политика находит в бухгалтерском балансе — основной форме, отражающей финансовое состояние организации (рис. 1.1).
Основные элементы финансовой политики организации:
. управление инвестиционными проектами — как реальными, так и финансовыми, при этом проводятся не только обоснование и выбор инвестиционного проекта, но и поиск наиболее эффективного источника финансирования;
. управление оборотным капиталом — как оборотными активами и их элементами, так и источниками их финансирования;

Рис. 1.1. Структура финансовой политики
. управление капиталом и резервами — как формированием, так и использованием отдельных их элементов;
. управление заемным капиталом — как долгосрочным, так и краткосрочным в аспекте обоснования привлекаемого источника финансирования и направления их инвестирования.
В свою очередь, финансовая политика включает в себя стратегические и тактические финансовые решения, которые можно разделить на две группы:
. инвестиционные решения;
. решения финансирования.
Инвестиционные решения связаны с образованием и использованием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос «куда вложить?».
Решения финансирования связаны с образованием и использованием пассивов и дают ответ на вопрос «где взять средства?».
Два типа финансовых решений взаимосвязаны. Для организации приоритетным является направление финансовой политики в области решений инвестирования, так как их целью является получение дохода от эффективного вложения капитала.
Ключевая цель разработки финансовой политики организации — создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности.
Цель финансовой политики связана с основной целью финансового менеджмента, которой, как известно, является обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем периоде и на перспективу, что достигается обеспечением максимизации рыночной стоимости организации, а это невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как внутри организации, так и с контрагентами и государством.
Достижение этой цели возможно с помощью финансовой политики в результате поиска оптимального соотношения между следующими задачами:
. максимизация прибыли;
. обеспечение финансовой устойчивости.
Первое направление позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, а второе обеспечивает стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.
Бесспорно, для максимизации прибыли организации необходимо наращивать объем продаж; бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами; контролировать расходы; минимизировать период производственного цикла; оптимизировать величину запасов и др.
Задача обеспечения финансовой устойчивости подразумевает минимизацию финансовых рисков; синхронизацию денежных потоков; тщательный анализ контрагентов; финансовый мониторинг и др.
Бесспорно, эти два направления в некоторой степени противоречат друг другу. Максимизация прибыли, как правило, повышает риск, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность деятельности. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.
Необходимо ранжировать цели, например путем задания весов, либо используя метод расстановки приоритетов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно расставить приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли.
Приоритетность целей может изменяться как в одной организации, так и от организации к организации. Многие факторы влияют на выбор цели в конкретный момент времени. В совокупности все факторы можно подразделить на две внутренние и внешние.
Основные внутренние факторы, влияющие на выбор цели, — это масштаб организации; стадия ее развития; субъективный фактор руководства организации, ее собственников.
Масштаб деятельности играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
Стадия развития организации существенно влияет на ранжирование целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у организации на протяжении всего периода ее развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют ее деятельность.
В период «детства», когда обороты небольшие, руководство главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но и на необходимые инвестиции для будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость. В период «юности» рост объемов продаж, первые прибыли позволяют решать проблемы с денежными средствами, и руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост. В период «зрелости», когда организацией уже занята своя ниша на рынке и способность к самофинансированию значительна, доминирует стремление извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дают объем, а также технический и коммерческий потенциалы. В период «старости», когда замедляется рост оборота, цель снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.
Кроме того, развитие организации зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники организации. На крупных предприятиях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.
Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность стратегической цели. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования организации.
Таким образом, финансовая политика организации — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.
Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда — напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.
Цель выбора краткосрочной финансовой политики — определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования, как собственных, так и привлеченных.
Приоритетной задачей оперативного управления финансами (краткосрочной финансовой политики) организации является обеспечение ее ликвидности и финансовой устойчивости в краткосрочной перспективе. Весомым аргументом в пользу поддержания достаточной ликвидности баланса служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Для сохранения платежеспособности и ликвидности баланса предприятия целесообразно эффективно управлять его денежными потоками (притоком и оттоком денежных средств). Денежные средства — наиболее дефицитный ресурс в рыночной хозяйственной системе, и успех предприятия во многом определяется способностью его руководства постоянно генерировать денежные потоки.
В общем случае содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:
1) разработка оптимальной концепции управления финансовыми ресурсами организации, обеспечивающей сочетание высокой доходности и защиту от предпринимательского риска;
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам и др.);
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и т. д.).
Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач; как правило, это абсолютные показатели работы как каждого подразделения, так и организации в целом.
Эффективность финансовой политики определяется как уровень достижения конечного результата при понесенных затратах и измеряется показателями финансовой эффективности работы подразделений как каждого в отдельности, так и в целом по предприятию (валовая, экономическая или финансовая рентабельность).

Объекты, предметы и субъекты финансовой политики организации

Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, определении и использовании методов и средств их реализации, постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям.
Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.
Объект финансовой политики — хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежным оборотом хозяйствующего субъекта, представляющим поток денежных поступлений и выплат.
Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие или влияющие на денежные потоки и формирующие финансовое состояние и финансовые результаты.
К предметам финансовой политики можно отнести:
. управление капиталом: определение общей потребности в капитале; оптимизация структуры капитала; минимизация цены капитала; обеспечение эффективного использования капитала;
. управление прибылью: определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;
. управление активами, т.е. определение потребности в активах; оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования; обеспечение ликвидности активов; ускорение цикла оборота активов; выбор эффективных форм и источников финансирования активов;
. управление текущими издержками: СКР-анализ; минимизация издержек; нормирование затрат; оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек;
. управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности): формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени; эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.
Субъекты финансовой политики — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализует стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

Принципы организации финансовой политики организации

Организация финансовых отношений в организации строится на определенных принципах (рис. 1.3).
Принцип самофинансирования предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться — принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности, т.е. полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции. Инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости — за счет банковских и коммерческих кредитов, — это самофинансирование. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность организации. В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных средств предпринимательской фирмы достигает 70% и более.
Принцип самофинансирования означает, что организация самостоятельно финансирует свою текущую, инвестиционную и финансовую деятельность, в первую очередь за счет собственных источников и только в случае их недостатка — за счет заемных источников.


Рис. 1.3. Основные принципы организации финансовой политики

Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы; самостоятельном определении направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли; распоряжении выпущенной продукцией, реализуемой по ценам, самостоятельно устанавливаемым; самостоятельном распоряжении полученной чистой прибылью. В рыночной экономике права организаций существенно расширились, однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как отдельные направления хозяйственной деятельности предпринимательских организаций определяет и регулирует государство.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. В соответствии с российским законодательством организации, нарушающие договорные обязательства (как правило, по срокам и качеству), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат банковских ссуд или погашение векселей, нарушение налогового законодательства, привлекаются к различного вида ответственности в зависимости от характера финансового правонарушения.
В соответствии с ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»1 несвоевременное исполнение предпринимательской фирмой-должником своих обязательств или обязанностей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения является признаком банкротства.
Заинтересованность в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам фирмы, руководству фирмы и государству. Чтобы заинтересовать работников фирмы в результатах деятельности, руководство разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также использует определенные социальные гарантии.
Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Как известно, финансы организации выполняют контрольную функцию; поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность — финансовый контроль.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предпринимательских фирм, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля — внутренний аудит, проверки по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы (службы), а также отдельные аудиторы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Основные цели внешнего аудита: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия их законодательным и нормативным актам, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности и в заключение — разработка рекомендаций по совершенствованию, упорядочению финансово-хозяйственной деятельности, налогового планирования, финансовой стратегии.
Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов других обязательных платежей. Денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.


Цели финансовой политики формулируются на долгосрочную перспективу (5 и более лет), а также на среднесрочную перспективу (2-4 года) и предстоящий финансовый год Цели финансовой политики различаются по срокам и могут быть связаны с циклами финансового планирования. Цели на долгосрочную перспективу оказывают воздействие на параметры сектора государственного (муниципального) управления, поддающиеся изменению в период, превышающий пять лет. Аналогичным образом формулируются цели финансовой политики на среднесрочную и краткосрочную перспективу.
Финансовые цели на долгосрочную перспективу определяются посредством установления значений (изменений) ключевых финансовых параметров сектора государственного (муниципального) управления
Основная составляющая финансовой политики на долгосрочную перспективу - изменение финансовых параметров сектора государственного (муниципального) управления. Главными параметрами сектора государственного управления служат его размер, структура и эффективность. В зависимости от условий к долгосрочным финансовым параметрам также могут относиться уровень долговой нагрузки, состояние основных фондов и другие параметры.
Государственная финансовая политика - элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
снижение социальной напряженности;
оздоровление государственных финансов;
восстановление нормального функционирования банковской сферы;
сбалансированность товарных и денежных потоков;
разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
введение единого реестра налогоплательщиков;
ужесточение налогового администрирования;
реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
реализация программ экономии государственных расходов;
централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
реструктуризация государственного долга;
инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
реструктуризация банковской системы;
совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда
усиление таможенного контроля.
4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
регулирование вынужденной миграции.
6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
развитие ипотечного кредитования;
привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Финансовая политика представлена специфической (финансовой) идеологией, направленной на достижение основной цели хозяйственной деятельности предприятия - получение прибыли. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика являются структурными элементами общей субъекта хозяйствования. При этом они отвечают за различные сферы деятельности предприятия.

Долгосрочная финансовая политика по своей сути охватывает абсолютно весь жизненный цикл с полным описанием его фаз роста, упадка, зрелости и вывода капитала в наиболее необходимые места. Долгосрочный цикл подразделяется на большое количество краткосрочных периодов, длительность которых приравнивается к одному финансовому году. Для каждого отдельного года формируется своя краткосрочная

Эти два типа политик имеют свои, различные друг от друга области применения. Долгосрочная финансовая политика сосредотачивается на инвестиционной деятельности предприятия (долгосрочные финансовые и капитальные вложения), краткосрочная же основной акцент делает на текущей деятельности субъекта хозяйствования.

Существуют различия между этими двумя составляющими финансовой политики при увязке со стратегическими направлениями на рынке. способствует решению задач по урегулированию предложений услуг и товаров в пределах года, долгосрочная финансовая политика должна обеспечить место компании на рынке, исходя из изменения качества, количества, ассортимента этих же услуг и товаров.

Управление в долгосрочной перспективе сводится к решению основных двух проблем:

Определение оптимальности в структуре и размере оборотных активов пассивов;

Обеспечение за счет различных форм средств для покрытия финансовых потребностей оборотного капитала.

Долгосрочная финансовая политика в сравнении с краткосрочной имеет и различные объекты управления. Финансовая политика в краткосрочном периоде управляет оборотным капиталом, а долгосрочная - основным, который может быть представлен совокупностью оборотного и внеоборотного капитала.

С позиции критериев эффективности эти два понятия конкурируют между собой. Краткосрочная финансовая политика рассматривает достижение максимального уровня прибыли в качестве оценки эффективности, а долгосрочная - максимум получения выгоды от инвестиционных вложений.

Указанные критерии порождают различия между краткосрочной и долгосрочной финансовой политикой при определении стратегических задач. Так, при осуществлении последней основной стратегией принято считать достижение производительности, увеличение мощности и основных фондов, а также капитал рассматривается не с позиции финансов, а в физической форме, которая может быть измерена как производственная способность.

Краткосрочная политика в сфере финансов отвечает за выполнение производственных задач в пределах имеющихся в наличии мощностей с одновременным обеспечением гибкого финансирования, формирования и аккумулирования собственных финансовых источников и оборотного, и внеоборотного капиталов.

Наряду с приведенными различиями в этих двух финансовых политиках существует связь между ними. Краткосрочную можно считать «встроенной» частью долгосрочной финансовой политики. Ведь направления расширения производственной деятельности, высвобождения свободных средств для дальнейшего инвестирования производственного процесса, которые относятся к основным фактором долгосрочного планирования, формируются в процессе текущей деятельности субъекта хозяйствования.

Введение

капитал финансовый планирование дивидендный

Финансовая политика - это основополагающий элемент в системе управления финансами как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. При организации финансовых отношений по распределению, перераспределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода государство определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой страны, всеми ее сферами и звеньями.

Финансовая политика - это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и решения отдельных социальных, экономических и политических задач общества.

Главная цель финансовой политики состоит в создании финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов общества и финансового потенциала государства.

Государство в лице органов законодательной (представительной) и исполнительной власти является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач. Субъектами финансовой политики являются также органы местного самоуправления, организации разных форм собственности.

Объектами финансовой политики являются денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.

Финансовая тактика - методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.


. Долгосрочная финансовая политика предприятия


1.1 Понятия и цели долгосрочной политики предприятия


Финансовая политика предприятия - совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин « политика» более широко, то - это «действия, направленные на достижение цели».

Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками, а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения.

Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

Основа долгосрочной финансовой политики - четкое определение единой концепции развития предприятия в долгосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Основная цель создания предприятия - обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими направлениями:

1. максимизацией прибыли;

2. обеспечением финансовой устойчивости.

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:

·критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

·обоснование (корректировка) стратегических целей;

·определение сроков действия финансовой стратегии;

·конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;

·распределение ответственности за достижение стратегических целей.

Это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.

Один из основных принципов финансовой политики - она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.

Долгосрочная финансовая политика - основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация долгосрочной финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.

Реализуют долгосрочную финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.

Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.

На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:

·информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;

·финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;

·контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственным за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управленческого персонала.

При разработке и реализации долгосрочной финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.

Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории: формируемое из внешних источников и внутренних.

Из внешних источников:

1.Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие

страны:

·темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

·объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

·денежные доходы населения;

·вклады населения в банках;

·индекс инфляции;

·учетная ставка центрального банка.

Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности. Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых данных государственной статистики.

2.Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:

·виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;

·котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;

·кредитная ставка отдельных коммерческих банков.

Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой группы основано на периодических публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, а также на официальных статистических изданиях.

3.Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.

Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов.

4.Нормативно-регулирующие показатели.

Систему этих показателей учитывают при подготовке финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источники формирования показателей этой группы - нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

Из внутренних источников, делят на две группы.

1.Первичная информация:

·формы бухгалтерской отчетности;

·оперативный финансовый и управленческий учет.

Систему информативных показателей этой группы широко используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она применима при финансовом анализе, планировании, разработке финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.

2.Информация, полученная при финансовом анализе:

·горизонтальный анализ (сравнение финансовых показателей с предшествующим периодом и за несколько предшествующих периодов);

·вертикальный анализ (структурный анализ активов, пассивов и денежных потоков);

·сравнительный анализ (со среднеотраслевыми финансовыми показателями, показателями конкурентов, отчетными и плановыми показателями);

·анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчивость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабельность);

·интегральный финансовый анализ и др.

Таким образом, для успешной реализации долгосрочной финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике.


1.2 Стоимость основных источников капитала


Часто термин «капитал» используется по отношению как к источникам

средств, так и к активам. При этом подходе, характеризуя источники, говорят о «пассивном капитале», а характеризуя активы, говорят об «активном капитале», подразделяя его на основной капитал (долгосрочные активы, включая незавершенное строительство) и оборотный капитал (сюда относят все оборотные средства).

Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.
Формируется капитал предприятия как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников. Основным источником финансирования является собственный капитал . В его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавленный капиталы, фонд накопления, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).

Уставный капитал - это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. На государственных предприятиях - это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения; на акционерных предприятиях - номинальная стоимость всех видов акций; для обществ с ограниченной ответственностью - сумма долей собственников; для арендного предприятия - сумма вкладов его работников.

Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и нематериальных активов. Величина уставного капитала объявляется при регистрации предприятия и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов.

Добавленный капитал как источник средств предприятия образуется в результате переоценки имущества или продажи акций выше номинальной их стоимости. Фонд накопления создается за счет прибыли предприятия, амортизационных отчислений и продажи части имущества.
Основным источником пополнения собственного капитала является прибыль предприятия, за счет которой создаются фонды накопления, потребления и резервный. Может быть остаток нераспределенной прибыли, который до ее распределения используется в обороте предприятия, а также выпуск дополнительных акций. Средства специального назначения и целевого финансирования - это безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Заемный капитал - это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).
Любая организация финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность организации финансовыми ресурсами она выплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала. В итоге каждый источник средств имеет свою стоимость как сумму расходов по обеспечению данного источника. В процессе оценки стоимости капитала сначала осуществляется оценка стоимости отдельных элементов собственного и заемного капитала, затем определяется средневзвешенная стоимость капитала.

Определение стоимости капитала организации проводится в несколько этапов:

1. осуществляется идентификация основных компонентов, являющихся источниками формирования капитала организации;

2. рассчитывается цена каждого источника в отдельности;

3. определяется средневзвешенная цена капитала на основании удельного веса каждого компонента в общей сумме инвестированного капитала;

4. разрабатываются мероприятия по оптимизации структуры капитала и формированию его целевой структуры.

Важным моментом при определении стоимости капитала организации

является выбор базы, на которой следует проводить все расчеты: до налоговой или после налоговой. Так как целью управления организацией является максимизация чистой прибыли, то при анализе учитывают влияние налогов.

Не менее важно определить, какую цену источника средств следует брать в расчет: историческую (на момент привлечения источника) или новую

(маржинальную, характеризующую предельные затраты по привлечению источников финансирования). Маржинальные затраты дают реальную оценку перспективных затрат организации, необходимых для составления ее инвестиционного бюджета.

Стоимость капитала зависит от его источника (собственника) и определяется рынком капитала, т.е. спросом и предложениями (если спрос превышает предложение, то цена устанавливается на более высоком уровне). Стоимость капитала зависит и от объема привлекаемого капитала.

Главными факторами, под влиянием которых складывается стоимость капитала организации, являются:

·общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков;

·конъюнктура товарного рынка;

·средняя ставка ссудного процента, сложившаяся на рынке;

·доступность различных источников финансирования для организаций; рентабельность операционной деятельности организации;

·уровень операционного левериджа;

·уровень концентрации собственного капитала;

·соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности; степень риска осуществляемых операций;

·отраслевые особенности деятельности организации, в том числе длительность операционного цикла и др.

Уровень стоимости капитала существенно различается по отдельным его элементам (компонентам). Под элементом капитала в процессе оценки его стоимости понимается каждая его разновидность по отдельным источникам формирования (привлечения).

В качестве таких элементов выступает капитал, привлекаемый путем: 1. реинвестирования полученной организацией прибыли (нераспределенная прибыль);

2. эмиссии привилегированных акций;

3. эмиссии простых акций;

4 . получения банковского кредита;

5. эмиссии облигаций;

6. финансового лизинга и т.п.

Для сопоставимой оценки стоимость каждого элемента капитала выражается годовой ставкой процента. Уровень стоимости каждого элемента капитала не является постоянной величиной и существенно колеблется во времени под влиянием различных факторов.

Анализ структуры пассива баланса, характеризующего источники средств, показывает, что основными их видами являются:

·собственные источники (уставный капитал, фонды собственных средств, нераспределенная прибыль);

·заемные средства (ссуды банков (долгосрочные и краткосрочные), облигационные займы);

·временные привлеченные средства (кредиторская задолженность).

Краткосрочная кредиторская задолженность за товары (работы, услуги), по заработной плате и уплате налогов в расчете не участвует, так как организация не платит за нее проценты и она является следствием текущих операций в течение года, в то время как расчет стоимости капитала проводится на год для принятия долгосрочных решений.

Краткосрочные ссуды банка, как правило, временно привлекаются для финансирования текущих потребностей производства в оборотных средствах, поэтому они также не учитываются при расчете стоимости капитала.

Таким образом, для определения стоимости капитала наиболее важными являются следующие его источники: заемные средства, к которым относятся долгосрочные ссуды и облигационные займы; собственные средства, которые включают обыкновенные и привилегированные акции и нераспределенную прибыль.

В зависимости от длительности существования в данной конкретной форме активы организации, равно как и источники средств, подразделяют на краткосрочные (текущие) и долгосрочные. Как правило, предполагается, что текущие активы финансируются за счет краткосрочных, средства длительного пользования, за счет долгосрочных источников средств; этим оптимизируется общая сумма расходов по привлечению средств.

Заемный капитал оценивается по следующим элементам:

·стоимость финансового кредита (банковского и лизингового);

·стоимость капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций;

·стоимость товарного (коммерческого) кредита (в форме краткосрочной и долгосрочной отсрочки платежа);

·стоимость текущих обязательств по расчетам.

Основными элементами заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные организацией облигации. В некоторых случаях, когда единовременно необходима значительная сумма средств для инвестирования (закупка нового оборудования), используют финансовый лизинг и коммерческий (товарный) кредит (форфетинг), займы от других организаций.

Стоимость заемного капитала зависит от многих факторов: вида используемых процентных ставок (фиксированная, плавающая); разработанной схемы начисления процентов и погашения долгосрочной задолженности; необходимости формирования фонда погашения задолженности и др.


1.3 Дивидендная политика предприятия: понятие, специфика и факторы влияния


Наряду с решением инвестиционных проблем, связанных с увеличением активов организации и определением источников их покрытия, важное значение в управлении прибылью имеет процесс формирования доли собственника в полученной прибыли в соответствии с его вкладом, или дивидендная политика .

Цель ее заключается в определении оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. В дальнейшем это позволит обеспечить стратегическое развитие организации, максимизировать ее рыночную стоимость и определить конкретные меры, направленные на увеличение рыночной стоимости акций.

Дивиденды - денежные выплаты, которые получает акционер в результате распределения чистой прибыли корпорации пропорционально числу акций. Более широкое понятие дивидендов используется для любых прямых выплат корпорацией своим акционерам.

Дивидендная политика предприятия включает принятие решения по следующим вопросам:

1. Следует ли предприятию выплачивать всю или часть чистой прибыли акционерам в текущем году или инвестировать ее в целях будущего роста? Это означает выбор соотношения в чистой прибыли той части, которая идет на выплату дивидендов, и той части, которая реинвестируется в активы корпорации.

2. При каких условиях следует менять значение дивидендного выхода? Следует ли в долгосрочной перспективе придерживаться одной дивидендной политики или можно ее часто менять?

3. В какой форме выплачивать акционерам заработанную чистую прибыль (в денежной форме пропорционально имеющимся акциям, в форме дополнительных акций или через выкуп акций)?

4. Какими должны быть периодичность выплат и их абсолютная величина?

5. Как строить политику выплаты дивидендов по не полностью оплаченным акциям (пропорционально оплаченной части или полностью)?

·ограничения правового характера. Цель таких ограничений - защита прав кредиторов. Для того чтобы ограничить возможности фирмы «проедать» свой капитал, в законодательстве большинства стран четко указаны источники выплат дивидендной политики, а также запрещены выплаты дивидендов деньгами, если предприятие неплатежеспособно;

·ограничения в связи с недостаточной ликвидностью. Дивиденды могут быть выплачены в денежной форме, если у предприятия есть денежные средства на расчетном счете или денежные эквиваленты в сумме, достаточной для выплаты;

·ограничения в связи с расширением производства. Предприятия, находящиеся на стадии интенсивного развития, остро нуждаются в источниках финансирования для своей деятельности. В такой ситуации целесообразно ограничить выплату дивидендов, а прибыль реинвестировать в производство;

·ограничения в связи с интересами акционеров. Совокупный доход акционеров складывается из сумм полученных дивидендов и прироста курсовой стоимости акций. Определяя оптимальный размер дивиденда, необходимо оценить, как величина дивидендов повлияет на цену предприятия в целом;

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, часть I, ст.43 дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям).

Решения по дивидендным выплатам российских организаций затрагивают как обыкновенные, так и привилегированные акции.

Если уровень дивидендов по обыкновенным акциям зависит от финансовых результатов деятельности организации и определяется общим собранием акционеров (по рекомендации совета директоров), то выплаты по привилегированным акциям относятся к обязательным фиксированным платежам, установленным в денежных единицах или в виде процентной величины дивиденда к номиналу привилегированной акции.

В практике различают следующие основные методы формирования дивидендной политики:

·консервативный;

·компромиссный, или умеренный;

·агрессивный.

Каждый из этих методов позволяет выработать свой тип дивидендной политики:


Таблица 1. Типы дивидендной политики

Определяющий подход к формированию дивидендной политики Варианты используемых типов дивидендной политикиКонсервативный подход1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплатУмеренный (компромиссный) подход3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периодыАгрессивный подход4. Политика стабильной нормы дивидендных выплат 5. Политика постоянного возрастания размеров дивидендов

Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей фирмы.

Наиболее целесообразно осуществлять эту политику тогда, когда внутренняя ставка доходности по реализуемым проектам выше средневзвешенной стоимости капитала или уровня финансовой рентабельности.

В данном случае использование прибыли обеспечивает высокий темп роста капитала, дальнейшее развитие организации и рост ее финансовой устойчивости. Однако потенциально возможный низкий уровень дивидендных выплат может отрицательно сказаться на формировании уровня рыночных цен на акции.

Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).

Достоинством такой политики является ее надежность и неизменность размера текущего дохода акционеров на одну акцию, что приводит к стабильным котировкам этих акций на рынке. Недостаток этой политики - слабая связь с финансовыми результатами деятельности организации.

Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды имеет: то преимущество, что обеспечивает стабильные гарантированные выплаты дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности организации. Такая связь позволяет увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая уровня инвестиционной активности.

Основной недостаток этой политики - при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций организации снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

Политика стабильной нормы дивидендных выплат предусматривает установление Долгосрочной нормы таких выплат по отношению к сумме чистой прибыли. Преимуществом этой политики является простота ее выработки, и тесная связь с размером формируемой прибыли.

Основной недостаток - нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Это вызывает перепады в рыночной стоимости акций в отдельные периоды и препятствует максимизации рыночной стоимости организации.

Политика постоянного возрастания размеров дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде.

Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций фирмы и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов. Недостатком - отсутствие гибкости в проведении этой политики и постоянное возрастание финансовой напряженности.

Практика формирования дивидендной политики фирмы складывается из ряда этапов:

Первый этап - оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики. При этом все факторы принято подразделять на четыре группы.

.Факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации:

·стадия жизненного цикла фирмы;

·необходимость расширения инвестиционных программ фирмы;

·степень готовности высокоэффективных инвестиционных проектов к реализации.

.Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:

·достаточность резервов собственного капитала, величина нераспределенной прибыли прошлых лет;

·стоимость привлечения дополнительного

·акционерного капитала;

·стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

·доступность кредитов на финансовом рынке;

.Факторы, связанные с объективными ограничениями:

·уровень налогообложения дивидендов;

·уровень налогообложения имущества организаций;

·достигнутый эффект финансового левериджа;

·фактический размер получаемой прибыли и уровень рентабельности собственного капитала.

Прочие факторы:

·конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является фирма;

·уровень дивидендных выплат компаниями конкурентами;

·неотложность платежей по ранее полученным кредитам;

·возможность утраты контроля над управлением фирмой;

Второй этап - выбор типа политики, которая соответствовала бы стратегии фирмы;

Третий этап - определение механизма распределения прибыли, соответствующего стратегии фирмы.

Дивидендная политика организации учитывает весь спектр интересов: получение дополнительных ресурсов для инвестиций за счет эмиссии акций, обеспечение достаточного дивиденда их держателям, оптимизацию соотношения «прибыль - инвестиции - дивиденд» с учетом реальных условий развития организации.

В дивидендной политике переплетаются интересы фирмы в целом и интересы держателей акций. Эффективное соединение этих интересов - одна из важных задач финансовой стратегии фирмы.


2. Методы и модели финансового планирования


Финансовое планирование - подсистема внутрифирменного планирования. Объекты финансового планирования:

1. финансовые ресурсы - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении коммерческой организации и предназначенные для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансированию прочих расходов;

2. финансовые отношения - денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства;

3. стоимостные пропорции - пропорции, которые формируются при распределении финансовых ресурсов. Данные пропорции должны быть экономически обоснованными, поскольку влияют на эффективность деятельности коммерческой организации;

4. финансовый план предприятия - документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Цели финансового планирования коммерческой организации зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся максимизация продаж; максимизация прибыли; максимизация собственности владельцев компании и т.д.

Основные задачи финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия; определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; соблюдение интересов инвесторов; контроль за финансовым состоянием предприятия.

Значение финансового планирования заключается в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможность определить жизнеспособность (эффективность) проекта предприятия в условиях конкуренции; служит базой для оценки инвестиционной привлекательности для инвесторов.

Финансовое планирование на предприятии включает три основных подсистемы: перспективное финансовое планирование, текущее финансовое планирование, оперативное финансовое планирование.

Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период 3-5 лет. Период от 1 года до 3 лет носит условный характер, так как зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего, и на его основе стоится стратегия предприятия.

Долгосрочное финансовое планирование является планированием «осуществления». Охватывает период 1-2 года. Основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов: плана движения денежных средств; плана отчета о прибылях и убытках; плана бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный 1 году. Это объясняется тем, что за 1 год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов.

Краткосрочное (оперативное) финансовое планирование дополняет долгосрочное, оно необходимо в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.


Заключение


Долгосрочная финансовая политика должна быть направлена на осуществление структурных сдвигов, ускорение научно-технического прогресса, переориентацию общественного производства на удовлетворение социальных потребностей и повышение жизненного уровня населения.

В целом перспективным представляется осуществление бюджетных расходов на основе оптимизации их объема и структуры в меру увеличения доходов на базе роста эффективности материального производства, основу для которого создают новые экономические рычаги управления, развития и укрепления полного хозрасчета и самофинансирования во всех звеньях хозяйствования.

Одним из основных принципов долгосрочной финансовой политики является то, что она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость. Данный аспект в современных условиях финансового кризиса является наиболее актуальным.


Список использованной литературы


1.Финансы предприятий: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2010 г. - 447 с.

.Основы финансового менеджмента. Ч 1: Учеб. пособие / Калинингр. Ун-т. - Калининград, 2008 - 120 с.

.Краснова С.В. Финансовый механизм регулирования денежных потоков предприятия в рамках ФПГ / С.В. Краснова / Финансы. - 2003. - №1. - с. 73-74.

.Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятияй: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 112 с.

.Финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова; Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 512 с.

6.Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / С.И. Долгов, С.А. Бартенев и др.; Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юрист, 2007. - 783 с.

7.Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник - М. ИНФРА - М, 2010. - 240 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 5. Государственное регулирование долгосрочной финансовой политики организаций.
  • 6. Основные направления и объекты управления в долгосрочной финансовой политики.
  • 7. Финансовое прогнозирование на предприятии и его роль в реализации долгосрочной финансовой политики.
  • 8. Методы финансового прогнозирования.
  • 10. Самофинансирование, бюджетное финансирование.
  • 11. Стратегия формирования капитала и финансовых резервов предприятия.
  • 12. Среднесрочные и долгосрочные финансовые средства и формы их мобилизации.
  • 18. Амортизационная политика организаций.
  • 17. Управление основным капиталом.
  • 20. Основные преимущества и недостатки различных форм лизинга.
  • 21. Расчет общей суммы лизинговых платежей.
  • 22. Факторинг и возможность его использования в финансовом обеспечении предпринимательства.
  • 24. Долгосрочные кредиты и их характеристика.
  • 26. Методы определения стоимости акционерного капитала.
  • 27. Эмиссия ценных бумаг как способ мобилизации финансовых ресурсов предприятием.
  • 31. Оптимизация структуры капитала. Финансовый рычаг.
  • 28. Теоретические основы построения структуры капитала.
  • 29. Воздействие структуры капитала на рыночную стоимость предприятия.
  • 30. Факторы, влияющие на изменение структуры и стоимости капитала.
  • 33. Факторы, определяющие дивидендную политику.
  • 34. Теории дивидендной политики.
  • 35. Совокупный доход акционеров в свете дивидендной политики.
  • 36. Основные формы выплаты дивидендов.
  • 38. Порядок выкупа акций. Методы дробления акций.
  • 37. Методика выплаты дивидендов акциями.
  • 39. Метод постоянного процентного распределения прибыли.
  • 40. Консолидация и конвертация акций в дивидендной политике.
  • 41. «Финансовая несостоятельность» и «банкротство»: понятие, сущность, причины.
  • 42. Основные модели прогнозирования финансовой несостоятельности организаций.
  • 43. Основные показатели финансовой устойчивости предприятия.
  • 44. Основные положения Федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)».
  • 45. Задачи риск-менеджмента по противодействию угрозе финансовой несостоятельности предприятия.
  • 46. Возможные способы противодействия угрозе финансовой несостоятельности предприятия.
  • 47. Формы реорганизаций предприятий.
  • 48. Мероприятия по санации предприятий.
  • 50. Прогноз движения денежных средств и его роль в организации денежных потоков предприятия.
  • 49. Особенности управления долгосрочными финансовыми активами и дебиторской задолженностью.
  • Вопросы для подготовки к экзамену

      Стратегические цели, принципы формирования долгосрочной финансовой политики.

      Соотношение долгосрочной финансовой политики и краткосрочной финансовой политики.

      Взаимодействие долгосрочной финансовой политики государства и долгосрочной финансовой политики предприятий.

      Государственное регулирование долгосрочной финансовой политики организаций.

      Основные направления и объекты управления в долгосрочной финансовой политики.

      Финансовое прогнозирование на предприятии и его роль в реализации долгосрочной финансовой политики.

      Методы финансового прогнозирования.

      Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности.

      Самофинансирование, бюджетное финансирование.

      Стратегия формирования капитала и финансовых резервов предприятия.

      Среднесрочные и долгосрочные финансовые средства и формы их мобилизации.

      Особенности формирования долгосрочных источников финансирования.

      Стоимость основных долгосрочных источников капитала.

      Характеристика заемных источников финансирования предпринимательской деятельности.

      Цена заемных источников финансирования.

      Управление основным капиталом.

      Амортизационная политика организаций.

      Роль лизинга в источниках финансирования предпринимательской деятельности.

      Основные преимущества и недостатки различных форм лизинга.

      Расчет общей суммы лизинговых платежей.

      Факторинг и возможность его использования в финансовом обеспечении предпринимательства.

      Венчурный капитал и возможности его использования в качестве источника финансирования предпринимательской деятельности.

      Долгосрочные кредиты и их характеристика.

      Облигации их виды. Преимущества и недостатки облигаций как источника финансирования.

      Методы определения стоимости акционерного капитала.

      Эмиссия ценных бумаг как способ мобилизации финансовых ресурсов предприятием.

      Теоретические основы построения структуры капитала.

      Воздействие структуры капитала на рыночную стоимость предприятия.

      Факторы, влияющие на изменение структуры и стоимости капитала.

      Оптимизация структуры капитала. Финансовый рычаг.

      Собственные источники финансирования и их роль в решении проблемы финансового обеспечения.

      Факторы, определяющие дивидендную политику.

      Теории дивидендной политики.

      Совокупный доход акционеров в свете дивидендной политики.

      Основные формы выплаты дивидендов.

      Методика выплаты дивидендов акциями.

      Порядок выкупа акций. Методы дробления акций.

      Метод постоянного процентного распределения прибыли.

      Консолидация и конвертация акций в дивидендной политике.

      «Финансовая несостоятельность» и «банкротство»: понятие, сущность, причины.

      Основные модели прогнозирования финансовой несостоятельности организаций.

      Основные показатели финансовой устойчивости предприятия.

      Основные положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

      Задачи риск-менеджмента по противодействию угрозе финансовой несостоятельности предприятия.

      Возможные способы противодействия угрозе финансовой несостоятельности предприятия.

      Формы реорганизаций предприятий.

      Мероприятия по санации предприятий.

      Особенности управления долгосрочными финансовыми активами и дебиторской задолженностью.

      Прогноз движения денежных средств и его роль в организации денежных потоков предприятия.

    1. Содержание долгосрочной финансовой политики.

    Финансовая политика предприятия – это совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и исполнению финансов для достижения целей предприятия.

    Финансовая политика долгосрочного характера – это сфера деятельности финансового менеджера по управлению денежными потоками, ожидаемыми в период, превышающий 12 месяцев

    Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной так и в краткосрочной перспективе; выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

    ДФП охватывает весь жизненный цикл предприятия или инвестиционного проекта, который делится на множество краткосрочных периодов, равных по длительности одному календарному году.

    Характеристика ДФП может быть следующей:

    1.Область применения: инвестиционная деятельность;

    2.Временные рамки: жизненный цикл предприятия/инвестиционного проекта;

    3.Связь с рыночной стратегией: изменение положения фирмы на рынке за счет значительного изменения количества, качества и ассортимента товара;

    4.Основной объект управления финансового менеджмента: основной капитал в совокупности с оборотным капиталом;

    5.Критерий эффективности: максимизация отдачи от предприятия (инвестиционного проекта).

    2. Стратегические цели, принципы формирования долгосрочной финансовой политики.

    Цели:

    1. Обеспечение источниками финансирования производства;

    2. Недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

    3. Оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;

    4. Минимизация финансовых рисков;

    5. Рациональное вложение финансовых потоков, обеспечивающих максимальную отдачу и минимальный риск;

    6. Рациональное вложение полученной прибыли, расширение производства и потребления;

    7. Поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости предприятия.

    Финансовая стратегия – это целевая функция ДФП, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов предприятия, определение форм, методов и направлений их последующего использования, организацию финансовой работы с клиентами и государством, осуществление аналитическо-контрольной и др. функций финансового менеджмента, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента.

    Принципы формирования:

    1. Анализ предшествующей финансовой стратегии;

    2. Обоснование стратегических целей финансовой политики;

    3. Координация финансовой стратегии с другими элементами экономической стратегии предприятия на основе их непротиворечивости друг другу;

    4. Определение сроков действия финансовой стратегии;

    5. Конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;

    6. Определение структурных единиц и персоналий, ответственных за ее выполнение

    3. Соотношение долгосрочной финансовой политики и краткосрочной финансовой политики.

    Характеристика

    Область применения

    Текущая деятельность; краткосрочные финансовые вложения

    Инвестиционная деятельность;

    Кап. Вложения (строительство, реконструкция, расширение объектов основных средств)

    Долгосрочные финансовые вложения

    Временные рамки

    Один календарный год

    Более 1 года вплоть до полной окупаемости инвестиционного проекта или окончания его жизненного цикла

    Связь с рыночной стратегией

    Маневрирование предложением товаров (работ, услуг) в рамках года

    Изменение положения предприятия на рынке за счет значительного изменения количества, качества и ассортимента товаров (работ, услуг

    Обеспечение производства в пределах имеющихся производственных мощностей и основных фондов; обеспечение гибкости текущего финансирования, генерирование собственных источников финансирования капитальных вложений

    Обеспечение прироста и ввода производственных мощностей и основных фондов в соответствии с долгосрочной рыночной стратегией

    Критерий эффективности

    Максимизация текущей прибыли

    Максимизация отдачи от предприятия (инвестиционного проекта)



    Поделиться